Как рассчитать емкость рынка

Параметр «емкость рынка» — это объём товаров и услуг, которые продаются и покупаются, а также могут быть проданы или куплены в пределах рынка или рыночного сегмента. Это одна из важнейших характеристик для маркетинга, корректное определение которой помогает предпринимателю грамотно планировать работу, рассчитывать потенциальную выручку и целесообразность начала деятельности в регионе в целом. Вычисление объёма доступных продаж полезно, но не всегда доступно с высокой степенью точности. Поэтому на практике применяется несколько методов исследования и несколько формул.

Понятие емкости рынка

Ёмкость рынка — принципиально важный параметр для любого бизнеса. Есть несколько подходов к толкованию этого термина, но наиболее понятное определение следующее — объём продукции или услуг, которые продаются и покупаются или могут быть куплены и проданы на рынке или в части рынка. Из этого определения следует, что ёмкость рынка бывает:

  • фактическая или реальная — отображает реальное, действительное число покупок и продаж;
  • гипотетическая или потенциальная — показывает, сколько товаров может быть продано и куплено в том или ином уровне цен в действующих или предполагаемых условиях конкуренции.

Рассчитать объём доступных продаж можно в разных единицах измерения:

  • в деньгах;
  • в натуральном выражении (в единицах или штуках);
  • в объёме (в килограммах, литрах).

Знать эту характеристику, безусловно, полезно. Такая информация закладывается в основу планирования и помогает предпринимателю с первых этапов работы действовать более осознанно. Надо понимать, что этот параметр привязан ко времени и к месту. Емкость может быть часовой, дневной, месячной, квартальной и годовой. Что касается места, то можно рассчитать параметр для одного района (актуально для торговой точки), города (для сети предприятий или поставщика эксклюзивной продукции), региона или целой страны.

Емкость рынка это
Емкость рынка показывает, сколько товаров может быть куплено в пределах этого рынка

Для чего определяется реальная и потенциальная емкость рынка

Очевидно, что определить значение реальной и потенциальной ёмкости в маркетинге настолько же трудно, насколько важно. Знание этого параметра позволяет решать целый комплекс задач:

  • делать прогноз развития рынка, в том числе перспективы конкретной отрасли;
  • рассчитывать потенциальную прибыль от того или иного направления работы;
  • формировать ассортимент;
  • добиваться максимальной прибыли;
  • выводить на рынок новую компанию или новый продукт;
  • выбирать место для открытия компании, торговой точки, организации;
  • разрабатывать стратегию развития;
  • внедрять новый товарный знак.

Работа «вслепую», то есть даже без попыток определить доступный объём спроса, с большой вероятностью закончится для предпринимателя плохо. Он будет неправильно рассчитывать ассортимент, некорректно планировать поставки товара, не сможет определить потенциальную прибыль и окупаемость своего проекта.

Предположим, предприниматель продаёт товаров на 350 тысяч рублей в месяц, а его конкуренты — на 500 тысяч. Если расчёты покажут, что емкость этого рынка равняется 1 миллиону рублей, получится, что любая из сторон может увеличить выручку ещё на 150 тысяч рублей. Кто из них первым сумеет расширить ассортимент или организовать поставки по-новому, тот получит дополнительную выручку без особых усилий. Не зная этих данных, можно пропустить выгодный момент и месяцами не повышать уровень доходов.

Методы исследования емкости рынка в маркетинге

Узнать емкость рынка довольно трудно. Она зависит от слишком большого количества данных, поэтому работу с ней правильнее называть «исследованием», а не «расчётом». Существует несколько методов, которые с разной степенью точности дают необходимые данные о количестве фактически и потенциально реализуемых товаров.

Методы отличаются между собой количеством данных, используемых в расчётах, а также степенью точности. Использовать следует тот вариант, в котором учитывается как можно больше показателей — итог расчётов будет точнее.

Определение емкости рынка
Определение емкости рынка помогает при запуске бизнеса или вводе нового продукта

Метод общей оценки

Метод общей оценки — наиболее популярный и простой вариант определить объём рынка. Базируется на оценке спроса в момент появления нового или изъятия старого товара. Результатом расчётов становится потенциальная или ожидаемая емкость. Как определить объём рынка таким образом?

Емкость = число потенциальных потребителей * число покупателей * среднее число потребления продукта 1 покупателем в месяц * среднее значение потребления продукта 1 покупателем за 1 раз * процент потребителей, отдающих предпочтение товару * среднюю цену.

Результат покажет, сколько приблизительно может вместить рынок. Эта информация может быть полезна для презентации новой продукции, но основываться только на ней не стоит: большинство показателей известны не точно.

Метод макроэкономического анализа

Другой вариант выяснить вместимость рынка — использовать метод макроэкономического анализа. Этот вариант хорош тем, что все данные можно взять в Росстате. Определить интересующее значение получится не покидая кабинета. Метод используется более 100 лет. Расчёт ведётся следующим образом: к 100% товара, произведённого в стране, прибавляют 100% импортированной продукции, потом вычитают экспорт и нераспроданные остатки. В итоге получается сумма проданных товаров, то есть фактическая емкость рынка.

Метод на основе индекса торговой панели

Метод на основе индекса торговой панели является противоположностью вычисления с помощью макроэкономических данных. Здесь, напротив, используются данные конкретных торговых точек, а не всей страны. Для этого проводят «полевые исследования» — опрашивают розничные магазины или сети.

Формула при таком варианте вычисления будет сложнее. Средний объём продаж всех торговых точек, реализующих товар, умножается на количество выбранных магазинов. Из этого значения вычитают нераспроданные остатки. Полученное число делят на количество месяцев в исследуемом периоде и на количество торговых точек из панели. Результатом становится средний объём продукции, распроданный как каждым магазином, так и всего рынка в целом.

Вычисления покажут близкий в реальности результат, но сбор данных будет очень трудоёмким. Большинство магазинов не поделятся информацией о распроданных товарах и остатках, ссылаясь на коммерческую тайну. Без этих данных вычисления будут некорректными.

Метод на основе частоты покупок

Интересный метод вычисления основывается на основе частоты покупок и норм расходования товара. Подходит для популярных потребительских товаров с регулярным потреблением (имеющим свойство заканчиваться — то есть не используется для одежды и обуви). Это может быть хлеб, молоко, яйца, бытовая химия.

Чтобы узнать объём доступных продаж таким способом, частоту использования товара в месяц умножают на разовую норму потребления, общую численность населения и на 12 (чтобы получить значение за год). Результат будет достаточно точным, но следует учитывать, что он не отображает, насколько покупательский спрос удовлетворён в текущий момент.

Методы исследования емкости рынка
Есть множество методов исследования объёма рынка, отличающихся точностью и количеством используемых данных

Метод пропорции и вменённых коэффициентов

Если у маркетолога есть информация о ёмкости большого рынка, он может вычислить аналогичное значение для меньшего (который является его частью или даже независим от него). Например, зная данные о мировом рынке программного обеспечения, вычисляют значение для России (российский рынок является составной частью мирового). Эти оценки будут достаточно надёжны. Этот способ вычисления называется методом пропорции.

Впрочем, зная данные для одного рынка, можно вычислить аналогичные показатели для другого рынка, не являющегося его составляющей — методом вменённых коэффициентов. Например, известны данные о продаже канцелярской продукции в Москве. С помощью этой информации получится вычислить ёмкость рынка в другом городе. Сначала вычисляют коэффициенты: соотношение численность городов, покупательской способности и уровень интереса к продукции. Затем коэффициенты перемножают со значением емкости в другом регионе и получают результат.

Формула расчета

Мы рассмотрели 4 метода исследования, каждый из которых предполагают собственную формулу емкости рынка. В действительности методов узнать фактический и потенциальный объём продаж гораздо больше. Рассмотрим один из примеров вычисления.

Формула расчёта: количество товара * цена товара.

Допустим, в районе 5 торговых точек, продающих каждый месяц 500 кг хлебобулочных изделий по средней цене 85 рублей за килограмм. Получается, что фактическая емкость рынка = 500 * 85 = 42 500 рублей. Это самый простой, но к сожалению, самый нереалистичный способ — никто из участников рынка не поделится информацией о количестве проданной продукции. Поэтому рекомендуется собирать больше данных и уточнять расчёты по любому подходящему методу.

Факторы, влияющие на объем рынка

Емкость рынка всегда является результатом действия комплекса факторов. Некоторые из них имеют решающее значение, другие оказывают дополнительное воздействие, но в любом случае одного ключевого параметра не существует. Воздействовать на объём проблематично. Большинство характеристик не поддаются изменению по чьей-либо воле и меняются исключительно в совокупности с другими к тому же зачастую, непредсказуемо.

Главные факторы, определяющие объём рынка:

  • регион страны;
  • расположение — город, улицы, оживленность места в целом;
  • количество потребителей;
  • эластичность спроса;
  • число конкурентов, насыщенность рынка;
  • уровень доходов населения, покупательская способность;
  • категория товара — первой необходимости и т. д.;
  • качество продукции;
  • уровень обслуживания;
  • инфляция.

Заключение

Мы рассмотрели, что означает и как рассчитать емкость рынка. Этот параметр принципиально важен для успешного сбыта, потому что даёт информацию для планирования поставок, оценки спроса на разные категории товаров и перспективах работы в конкретном регионе. Есть несколько методов к исследованию объёма рынка, основанные на разных данных и отличающиеся степенью точности вычислений. На емкость всегда влияет совокупность факторов, большая часть которых не поддаётся воздействию со стороны субъектов предпринимательской деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте далее:
Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

двадцать + 15 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: