Консультация юриста по телефону
8 (800) 555-67-55 доб. 392

Как пройти собеседование успешно

Вопрос «как вести себя на собеседовании» актуален для всех — и для начинающих карьеру, и для опытных специалистов. Правильное поведение, умение подать себя, показать свой профессионализм потенциальному работодателю являются залогом успешной карьеры. Важно не только быть хорошим специалистом, но уметь демонстрировать это. Рассказываем, как успешно пройти собеседование и представляем самые полезные советы.

Что такое собеседование при приеме на работу

Собеседованием называется встреча представителей работодателя и кандидата на должность. Собеседование решает сразу несколько задач: компания узнаёт соискателя, потенциальный работник знакомится с начальством и демонстрирует себя. В итоге стороны решают, подходят ли они друг другу, обсуждают детали трудоустройства.

Как правило, на собеседование приглашают только тех кандидатов, чьё резюме заинтересовало компанию или тех, кто хорошо справился с тестовым заданием. Быть приглашённым на такую встречу — уже половина дела. Это значит, что потенциальному работодателю вы нравитесь, он заинтересован принять вас в штат. Остаётся только закрепить успех, произвести нужное впечатление при личной встрече.

Собеседование — это тест для обеих сторон, по ходу которого они проявляют все свои сильные и слабые стороны. К встрече с работодателем следует готовиться, продумывать, как правильно рассказать о себе и своей квалификации.

Как вести себя на собеседовании
От хорошей подготовки к собеседованию зависят трудоустройство и карьера

Виды собеседования

Чаще всего собеседования проводятся как устная беседа — представители работодателя и соискатель общаются в формате «вопрос–ответ». В большинстве ситуаций сохраняется нейтрально-дружелюбная атмосфера, однако иногда работодатели специально провоцируют спор или даже конфликт с кандидатом на должность, чтобы проверить его стрессоустойчивость.

В зависимости от содержания выделяются следующие виды собеседования:

  1. Свободное или неструктурированное. Работодатель и соискатель обмениваются интересующими вопросами. Если разговор уводит их от основной темы, беседуют. Сценарий не спланирован строго заранее. Это беседа без напряжения в доброжелательном тоне.
  2. Структурированное или жёсткое. Работодатель заранее составляет сценарий беседы, придумывает вопросы и уточнения к ним. Цель — точно установить соответствие кандидата должности и компании. Может проверять уровень компетенции, то есть задавать вопросы на профессиональную тематику. Соискателю разрешается спросить что-либо только после работодателя.
  3. Проблемное. Представляет собой комбинацию из двух предыдущих вариантов. Работодатель придумывает несколько сложных «рабочих» ситуаций, а кандидат рассказывает, как будет себя вести и каким образом решать проблему. Стороны задают друг другу наводящие и уточняющие вопросы. Самый простой пример — просьба работодателя «продать ему ручку». Так он проверяет, как соискатель умеет продавать и креативность его мышления.

Другие классификации собеседований

По количеству участников собеседования делятся на:

  1. Индивидуальные. С одним кандидатом. Проводит один человек или несколько представителей работодателя.
  2. Групповые. С несколькими кандидатами. Также проводит один человек или несколько представителей работодателя.

По поставленным целям:

  1. Предварительное или отсеивающее. Обычно участвуют несколько кандидатов на одну должность, работодатель определяет оптимального и отказывает остальным. Проводится как устная беседа или анкетирование. Цель — определить соискателей для следующего этапа отбора.
  2. Отборочное. Проверяется самый подходящий на текущий момент. Цель — трудоустройство.

Этапы проведения опроса

Структура собеседования, как и его вид, определяется работодателем. Однако соискателю тоже будет полезно знать, как будет строиться его общение с менеджером по кадрам или непосредственным начальником во время приёма на работу.

Традиционно собеседование проходит следующие этапы:

  1. Подготовка. Работодатель определяет требования к кандидату на должность, менеджер по кадрам приглашает соискателей. Потенциальные работники продумывают, о чём их могут спросить и готовят ответы.
  2. Анкетирование. Необязательный этап. Если соискателей слишком много, работодателей может отсеять часть с помощью анкеты или тестового задания.
  3. Знакомство, представление. В начале встречи стороны знакомятся, представляются. Кандидата просят рассказать о себе и причинах интереса к должности, компании.
  4. Основная часть. Стороны общаются в формате «вопрос–ответ». Выясняют все условия сотрудничества, определяют, подходят ли друг другу.
  5. Промежуточные итоги. Обычно собеседования завершаются формальными вопросами о дресс-коде, корпоративной этике, требуемых документах для трудоустройства. Чаще всего работодатель не даёт однозначный ответ сразу, а обещает перезвонить.
  6. Решение. По итогам общения компания решает, принимать ли кандидата в штат.
Собеседование на работу
Уверенность в себе поможет лидировать среди всех соискателей

Основные вопросы к соискателю

Как пройти собеседование успешно? Основной секрет заключается в «правильных» ответах на вопрос, умение понять, что именно хочет работодатель и хорошо подать себя. О самопрезентации поговорим в следующих разделах, а пока подробнее остановимся на вопросах.

Все вопросы, которые задают на собеседовании, можно разделить на 2 группы: личные и профессиональные. Иногда один и тот же вопрос одновременно относится к двум группам. Если содержание профессиональных зависит от должности и в каждом случае отличается, то личные вопросы, как правило, одни и те же.

Популярные вопросы и ответы на них

Список вопросов при приеме на работу и краткие рекомендации по ответам:

«Расскажите о себе». Рекрутер не хочет слышать вашу биографию с детского сада, он говорит об образовании и опыте работы. Кратко расскажите, где учились, где повышали квалификацию и трудились.

«Почему ушли с предыдущего место работы?». Рекомендуется не углубляться в детали, не рассказывать о разногласиях с начальством или коллективом (это представляет вас конфликтным человеком) или профессиональных неудачах (ставит под сомнение компетенцию). Никогда не говорите, что ушли из-за большого объёма работы — покажете себя лентяем. Уместно говорить об отсутствии перспектив, маленькой зарплате, семейных обстоятельствах, утрате интереса к сфере в целом (конечно, если претендуете на непохожую на предыдущую должность).

«Ваши обязанности на прошлом месте работы?». Кратко опишите, что делали раньше. Постарайтесь, чтобы ваше описание соотносилось с тем, что от вас ожидают в новой компании.

«Кем или где видите себя через год или через 5 лет?». Кратко расскажите о своих планах, не углубляясь в детали. Подчеркните, что видите себя специалистом более высокого уровня, владельцем, квартиры, новой машины, руководителем. Хорошо, если озвученные планы можно реализовать в этой компании — работодатель поймёт, что вы заинтересованы в долговременном сотрудничестве.

«Почему хотите работать в нашей компании?». Не льстите работодателю, а расскажите, что вам интересна сфера в целом, интересно получить профессиональный опыт у лидера рынка, всегда хотели попробовать себя в такой должности.

«На какую зарплату рассчитываете?». Это деликатный вопрос, ответ на который зависит от ваших амбиций. Допускается, например, указать нижнюю границу: «не ниже 35 тысяч рублей» или назвать границы «от 30 до 40 тысяч рублей». Если атмосфера располагает, попробуйте пошутить: «Максимальную, которую вы готовы заплатить». Не называйте заниженных цифр, чтобы выигрывать на фоне других кандидатов, это показывает вас как неуверенного в себе человека.

Пример анкеты на собеседовании
Иногда, чтобы отсеять неподходящих кандидатов, перед собеседованием проводят анкетирование

Анкета от работодателя

Иногда при отборе кандидатов используется анкета для трудоустройства — документ, где содержатся наиболее важные работодателю вопросы. Единой, унифицированной формы не существует, каждая компания составляет собственную анкету. Её примерное содержание:

  • имя кандидата, контакты и телефон;
  • адрес,
  • адреса в социальных сетях;
  • гражданство, пол, другие формальности (необязательно);
  • образование;
  • опыт работы;
  • желаемый доход.

По содержанию стандартная анкета дублируют резюме. Также в ней могут быть вопросы профессионального плана. Например, редактора могут попросить проверить небольшой текст, юристу задать вопросы по законодательству, а бухгалтеру — по его отчётной документации.

Некоторые организации, к примеру, банки, проверяют соискателей через внутреннюю службу безопасности.

Тогда кандидатов на должность просят указать не только данные о себе, но и о близких родственниках: родителях, супругах, детях, братьях и сёстрах. Не искажайте информацию, в данном случае это однозначно повредит трудоустройству.

Заполнить анкету для соискателя гораздо проще, чем пройти собеседование. Письменные ответы не вызывают столько волнения, сколько устные. Образцы заполнения анкеты кандидата на работу представлены на изображениях к материалу.

Как успешно пройти собеседование

Мы рассмотрели, как ответить на самые популярные вопросы работодателей и как заполнить анкету. Но есть и другие полезные рекомендации, которые помогут вам получить работу мечты. Во-первых, соберите как можно больше информации о компании и должности. Постарайтесь узнать заранее или хотя бы запомнить имена присутствующих на собеседовании и используйте их. Заранее продумайте, какие вопросы о компании и её деятельности стоит задать.

Во-вторых, будьте пунктуальны. Важно не только хорошо отвечать на вопросы, но и с первого раза зарекомендовать себя как пунктуального человека. В-третьих, подавляйте волнение. Очевидно, что сохранять спокойствие не получится. Любое собеседование — это стресс, когда вас будут оценивать незнакомые люди. Заранее настройтесь и сделайте так, чтобы волнение не мешало вам говорить.

В-четвёртых, не уступайте и не старайтесь угодить. Нередко на собеседованиях случается так: рекрутер начинает давить, а смущённый кандидат ему уступает в ущерб себе. Например, женщин часто спрашивают о планировании детей или прямо сообщают, что в «декрет не отпустят». Самое правильное в таком случае покинуть собеседование, потому что здесь вас планирует ущемлять в правах. Если вы настроены не так радикально, скажите работодателю, что на этот вопрос отвечать не будете, потому что к вашим профессиональным качествам это не относится.

Поведение на собеседовании
Заранее продумайте, о чём вас могут спросить и что вы ответите

Требования к внешнему виду кандидата

Важно не только что говорить о себе, но и как выглядеть. Здесь не может быть однозначных рекомендаций, за исключением опрятности, аккуратности, чистых волос, ногтей и умеренного парфюма.

В организацию со строгим дресс-кодом следует сразу прийти в деловом костюме. Если же ваша профессия более творческая, допускается свободная форма одежды.

Рекомендуем избегать вульгарного или откровенного внешнего вида, кислотных оттенков в одежде и чрезмерного макияжа. Конечно, это не влияет на ваши профессиональные качества. Но большинство работодателей настроены весьма консервативно и могут отреагировать отрицательно.

Правила поведения

Итак, вы примерно знаете, что говорить на собеседовании и как туда одеться. Какие ещё правила стоит соблюсти, чтобы обойти других соискателей? Одно из них мы уже отметили выше: будьте пунктуальны, придите на место встречи за 4–5 минут до назначенного времени.

Контролируйте выражение лица, мимику и телодвижения. Постарайтесь выглядеть уверенно, доброжелательно. Не трясите ногами, не крутите волосы или предметы в руках — это выдаёт волнение и неумение контролировать себя. Постарайтесь занять удобную позу, положите руки перед собой на стол. Не скрещивайте их на груди, так вы как бы «закрываетесь» от собеседников и выглядите более агрессивно.

Не стесняйтесь брать инициативу в разговоре. Если возникла пауза, воспользуйтесь ею, чтобы задать вопрос. В то же время никого не перебивайте. Но если это случайно получилось, не пугайтесь, а просто извинитесь. В доброжелательной атмосфере допускается пошутить.

Заключение

Удачно пройти собеседование на хорошее место — мечта любого специалиста. Успех складывается из 2 составляющих: профессионального опыта и умения произвести впечатление. Конечно, в первую очередь, трудоустройство зависит именно от первого фактора, но и значение самопрезентации не стоит недооценивать. Будьте уверены в себе, а наши рекомендации помогут вам лучше подготовиться к собеседованию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интересное по теме:
Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...
Добавить комментарий

двенадцать − восемь =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: