Консультация юриста по телефону
8(800) 555-67-55 доб. 392

Определение сферы услуг

Рассказываем, что такое сфера услуг, какими отраслями и профессиями она представлена в современном мире. Развитие данного сектора экономики характерно для постиндустриальной экономики, он доминирует в развитых странах. По данным РБК, в России на конец 2016 года пришёлся пик активности сферы услуг — индекс деловой активности по этому направлению достиг максимальной отметки в 56,5 баллов. Затем последовало небольшое падение и в январе 2019 года он составил 54,9 пунктов. В любом случае, это хороший показатель: если индекс больше 50, значит деловая активность растёт, а у начинающих предпринимателей есть перспективы заработка.

Понятие сферы услуг в экономике

Есть несколько определений сферы услуг, из которых наиболее доступным и поэтому распространённым является: «часть экономики, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предпринимателями и организациями». Эта сфера экономики противопоставляется сельскому хозяйству и производству.

Отличительной особенностью данного сектора является нематериальный характер создаваемых или воспроизводимых благ. Так, в сельском хозяйстве результатом работы становятся продукты питания, в промышленном производстве — материальные блага, а в услугах — неосязаемый, нередко кратковременный результат в интересах потребителя. Например, туристическая поездка, новая прическа или урок английского.

Отличительными чертами сферы услуг являются:

  • направленность на конкретного потребителя (целевую аудиторию потребителей);
  • стремление удовлетворить потребности клиента или целевой аудитории;
  • неосязаемость (характерна не для всех услуг, например, торговля тоже относится к данной сфере, но приносит потребителям вполне реальные материальные блага);
  • кратковременный результат;
  • повторяющийся характер (результат деятельности большинства услуг отличается ограниченным сроком действия, а значит у потребителя возникает необходимость повторного обращения за услугой — например, за новой причёской);
  • производится, продаётся и потребляется почти одновременно;
  • непостоянство качество (результат зависит от мастера, находится под влиянием человеческого фактора).

Например, парикмахерские услуги — это какая сфера? Это сфера услуг.

Что такое сфера услуг
Сфера услуг включает несколько отраслей, целью которых является удовлетворение нематериальных потребностей клиентов

Активное развитие данного сектора экономики считается признаком развитого постиндустриального общества. То есть, если сфера услуг занимает в экономике страны более 60% процентов ВВП, её можно отнести к постиндустриальным. В развитых странах этот показатель находится на уровне 65%, а в сфере трудоустройства достигает 70%. В России эта отрасль прошла ускоренное форсированное становление: с 1990 по 2013 доля услуг в ВВП выросла с 32,6% до 69%. Такой рост связан с бурным развитием торговли, которая имеет наибольшую долю в отраслевой структуре сектора.

С точки зрения практики для предпринимателя определение и особенности могут не иметь большого значения. Однако любой бизнес будет подчиняться общеэкономическим законам и тенденциям, понимание которых обеспечит больше шансов на прибыль и успех на рынке.

Предпринимательство в сфере услуг — это возможность зарабатывать в активно развивающемся секторе экономики.

Отрасли сферы услуг

Сектор объединяет несколько направлений работы, напрямую не связанных между собой и даже противоположных. Отрасли сферы услуг — это виды деятельности, направленные на создание разнообразных нематериальных благ. Чтобы охарактеризовать её структуру, воспользуемся классификатором видов экономической деятельности. Из него мы узнаём, что международный стандарт предусматривает 9 разновидностей услуг.

Оптовая и розничная торговля

Торговля — это сфера услуг, точнее вторая крупнейшая по ВВП и занятости отрасль в России (в 2016 году она уступила первенство операциям с недвижимостью). Показателем успешности торговли в первом десятилетии 21 века стало повсеместное строительство торговых центров, гипермаркетов, супермаркетов и популярность интернет-торговли.

Кризис 2014 года, точнее девальвация рубля затормозили развитие отрасли. Покупательская способность граждан снизились и не восстанавливается уже 5 лет. Однако для начинающего предпринимателя именно торговля, основанная на перепродаже товаров, остаётся наиболее простым и быстроокупаемым способом выйти на рынок.

Гостиницы и рестораны

Успех гостиниц и ресторанов связан с развитием туризма, а также покупательской способностью граждан и их готовностью тратить деньги на заведения общественного питания (к этой категории относятся все кафе, столовые, бары). В общей структуре туризм составляет всего 4,4%. Затраты на путешествия и питание вне дома в кризисные периоды сокращаются до нуля, что делает отрасль полностью зависимой от стабильного финансового благополучия населения.

Транспорт и связь

В это направление деятельности включаются все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, морской, трубопроводный, а также все виды связи. Особенность отрасли в том, что продукт её деятельности необходим не только частным потребителям, но бизнесу и государству.

Транспортная инфраструктура России включает 85 500 километров железных дорог и 1 млн кв.м автомобильных дорог. По совокупной длине железных дорог наша страна уступает США и Китаю. Лидером по количеству автомобильных дорог тоже являются Соединённые Штаты — 6,5 миллионов километров. Россия находится в десятке лидеров, на одном уровне с Бразилией и Японией.

Отрасли сферы услуг
Результат некоторых услуг может выражаться как улучшение уже существующего материального объекта — например, ремонт помещения

Финансы

Это система банков и прочих финансовых учреждений, а также фондовый рынок страны и оказание страховых услуг. Отечественная финансовая отрасль относится к отстающим — совокупная капитализация российского фондового рынка в 2014 году была меньше капитализации Google.

Количество отечественных банков стабильно снижается: на начало 2017 года действовало 623 банка, на начало 2018 — уже только 561.

Аренда и прочие услуги, связанные с недвижимостью

Объём жилищного строительства существенно вырос за последние годы. Так, в 2007 году за год строилось 532 тысячи новых квартир, а в 2016 году — уже 916 тысяч. При этом средняя площадь квартиры сократилась с 70 до 50 кв.м, а жилищные условия большинства граждан остаются неудовлетворительными, сильно уступают даже среднему значению в Восточной Европе.

Обязательное социальное обеспечение, государственное управление и военная безопасность.

К этому направлению относится деятельность государственных и местных органов власти. Это регулирование налогообложения, общественного порядка, благоустройства, безопасности, правопорядка. Сюда же входит регулирование других отраслей сферы услуг — торговли, образования, здравоохранения. Местные, региональные и федеральные власти принимают законы, работают с обращениями граждан, контролируют деятельность организаций (в том числе частных), однако самостоятельно ничего не зарабатывают. Оценить их вклад в экономику трудно, учитывая, что их деятельность напрямую финансируется из бюджетов разных уровней.

Образование

В сфере образования доминируют государственные и муниципальные учреждения. Сейчас в стране функционируют всего 400 частных школ (в начале 2000-х годов это число достигало 700) и около 1 тысячи негосударственных университетов. Они существуют под жёстким контролем государства.

Только за последние годы контролирующие учреждения лишили десятки таких образовательных заведений возможности вести деятельность из-за низкого качества услуг, нарушения правил работы и мошенничества. Коммерческое образование не развивается и перспектив к подъёму отрасли в ближайшие годы нет.

Здравоохранение

В России отрасль здравоохранения также характеризуется доминирующей ролью государства. Сейчас в стране действуют около 5,4 тысяч больниц против 10,7 тысяч в начале нулевых годов. Но в отличие от сферы образования, в этом направлении активно развивается частный бизнес. Известно, что на начало 2014 года в стране работали более 1700 коммерческих медицинских учреждений.

Наиболее прибыльной является стоматология — она занимает 50% коммерческого рынка в стоимостном выражении. Опрос в июне 2012 года показал, что 52% респондентов за последний год пользовались услугами частных клиник и оплачивали их за свой счёт (без полиса медицинского страхования). Эти данные делают работу в сфере коммерческой медицины очень перспективной.

Образование как сфера услуг
Образование тоже относиться к сфере услуг, хотя в России доминирующую роль в нём играет государство

Коммунальные, бытовые и социальные услуги

В этот сектор входит весь комплекс бытовых услуг населению:

  • ЖКХ;
  • строительство;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • водоснабжение и канализация;
  • социальное обслуживание;
  • ремонт обуви и одежды;
  • ремонт бытовой техники;
  • техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • прачечные;
  • общественные бани и душевые;
  • парикмахерские и салоны красоты, косметологические кабинеты;
  • ритуальные услуги.

Отрасль находится под надзором государства, которое не только контролирует его, но и владеет её существенной долей. Например, водоканалы в большинстве случаев являются муниципальными или региональными предприятиями, на их финансирование затрачиваются бюджетные средства. Впрочем, частный бизнес в этом направлении также неплохо зарабатывает. Примером может быть ОАО «ТГК-2» — энергетическая компания, объединяющая 15 теплоэлектроцентралей в 6 регионах России. Капитализация ТГК-2 составляет 1,2 млрд рублей.

Примеры предприятий сферы обслуживания

Теперь, когда мы охарактеризовали структуру, найти примеры предприятий сферы услуг очень легко:

  1. Торговля — магазины, торговые центры, интернет-магазины, разъездная торговля.
  2. Гостиницы и рестораны — отели, хостелы и любые другие средства коллективного размещения, кафе, столовые, бары и любые заведения общественного питания.
  3. Транспорт и связь — компании перевозок, мобильные операторы.
  4. Аренда и прочие услуги, связанные с недвижимостью — строительные компании, риэлторские агентства.
  5. Государственное управление — муниципальные администрации, органы власти всех уровней.
  6. Образование — школы, университеты, институты дополнительного образования, курсы вождения.
  7. Здравоохранение — частные и государственные медицинские учреждения.
  8. Коммунальные, бытовые и социальные услуги — управляющие компании, парикмахерские, ремонтные мастерские, ритуальные агентства.
  9. Индустрия сферы услуг — это широкое понятие, объединяющее сотни субъектов предпринимательской деятельности, общей целью которых является удовлетворение потребностей клиентов.
Заведение общественного питания
В России сфера услуг активно развивается с 1990-х, а доминирующую долю в ней имеют торговля и общественное питание

Профессии в сфере услуг для населения

В России в этом секторе экономики сосредоточено 70% работающего населения. Это значит, что 7 из 10 официально трудоустроенных людей работают именно на оказание той или иной услуги. Это цифры только по официальным данным. Если же учесть, что часть специалистов работает неофициально — домашние парикмахеры, кондитеры, няни, сиделки, сантехники — вклад в экономику окажется ещё более весомым.

Примеры профессий:

  1. Торговля — продавцы, менеджеры, логисты, мерчендайзеры, дилеры, грузчики.
  2. Гостиницы и рестораны — менеджеры, администраторы, управляющие, повара, официанты.
  3. Транспорт и связь — водители, логисты, менеджеры, курьеры.
  4. Аренда и прочие услуги, связанные с недвижимостью — риэлторы, строители.
  5. Государственное управление — специалисты государственных учреждений и органов власти (чиновники разных уровней).
  6. Образование — учителя, преподаватели, инструкторы.
  7. Здравоохранение — врачи, медсестры, санитарки, администраторы.
  8. Коммунальные, бытовые и социальные услуги — сантехники, электрики, мастера, парикмахеры, косметологи, мастера маникюра, няни, сиделки.

Администратор сферы услуг — это отдельная профессия, предполагающая управлением организацией. Такой специалист планирует и контролирует текущую работу, ставит краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, управляет персоналом. В интернете можно найти образовательные курсы по этой специальности.

Заключение

Сфера услуг — это широкое понятие, объединяющее 9 направлений деятельности, общей чертой которых является удовлетворение потребностей потенциальных клиентов. В экономике развитых стран услуги составляют не менее 60% ВВП. В России этот показатель находится приблизительно на таком уровне, хотя экономический кризис последних лет снизил его значение. Наиболее развитыми остаются торговля и рынок недвижимости.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

один + 7 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: