Кто такой бизнес-ангел
Авторам смелых и технологичных стартапов в реализации проектов зачастую помогают бизнес-ангелы. Что это такое? Этим термином обозначают частных венчурных инвесторов, которые помогают начинающим предпринимателям выйти на рынок. Бизнес-ангелы занимаются именно венчурным, то есть рискованным инвестированием — вкладывают средства в проекты с непредсказуемой окупаемостью. Рассказываем, что отличает бизнес-ангелов, какие разновидности существуют, а также кому и как следует обращаться за их помощью.
Содержание:
Кто такие бизнес-ангелы
Кто такой бизнес-ангел? Данный термин появился в ХХ веке и изначально обозначал покровителей искусства, которые спонсировали театральных актёров и режиссёров. Их вложения окупались не всегда, а только в случае успеха постановки. То есть их инвестиции были весьма рискованными, а вложенные деньги нередко не возвращались. Постепенно понятие переросло сферу искусства и стало широко использоваться для обозначения всех, кто вкладывает деньги в проекты с неочевидной окупаемостью. В русском языке наиболее близким по смыслу будет слово «меценат».
Отличие инвестора от мецената в том, что он даёт деньги с целью в дальнейшем получить выгоду. Меценат же жертвует средства без стремления заработать дивиденды.
Давая деньги на новый проект, бизнес-ангел не может быть уверен, что вернёт их себе и получит прибыль.
Без помощи бизнес-ангелов многие смелые проекты оказались бы не реализованными. Так, разработки Томаса Эдисона в области электричества никогда не увидели бы мир без предпринимателей Джона Пирпонта Моргана и Спенсера Траска, Генри Форд не открыл свою компанию без 40 тысяч долларов от 5 разных инвесторов, а корпорация Apple могла бы и вовсе не выйти на рынок, если бы Ричард Крамлич не инвестировал в неё 22 тысячи долларов.
Отличительной чертой бизнес-ангелов является участие в рискованных инновационных проектах. Они поддерживают стартапы, успех которых не гарантирован. Из-за ошибки выжившего (учёта только успешного опыта и игнорирования провалов), нередко создаётся впечатление, что венчурные инвесторы постоянно крупно выигрывают. В действительности на 1 удачный проект приходится 10 неудачных. Чтобы не разориться и что-то заработать, бизнес-ангелы диверсифицируют риски, работают по собственным методикам, вкладывают деньги в десятки проектов, предварительно строго отбирая каждый из них.
Сети бизнес ангелов — это объединения венчурных инвесторов. В России рынок «ангельского инвестирования» только начинает становление, хотя уже существуют разнообразные рейтинги бизнес-ангелов, известны средние чеки по их сделкам и их количество.
Классификация бизнес-ангелов
Строгой классификации бизнес-ангелов нет. Это понятие остаётся многозначным и спорным. Однако на основе подхода к инвестированию, объёму вкладываемых средств, характера и целей можно выделить следующие разновидности:
- Профессионалы. К эту группы включают всех инвесторов, которые спонсируют проекты в сфере своей профессиональной деятельности. Например, инвестор с медицинским образованием вкладывает деньги в инновационные разработки в сфере медицины.
- Предприниматели. Вкладывают средства во множество проектов, вне зависимости от их отрасли, масштабов, инновационности. Главная цель — дивиденды.
- Корпоративные. Вкладывают деньги в определённую компанию с целью в будущем возглавить её. В строгом смысле слова они не «бизнес-ангелы», стандартные инвесторы, акционеры.
- Любители или энтузиасты. Их цель — поддержать понравившийся проект. Не подходят к инвестированию как к профессии, не стремятся получать доходы, дивиденды или другую выгоду. Первые бизнес-ангелы, дававшие деньги на театральные поставки, относятся именно к этой разновидности.
С практической точки зрения классификация бизнес-ангелов не имеет большого значения.
Как обратиться за инвестициями к бизнес-ангелу
Самый простой способ найти венчурного инвестора — обратиться в объединение бизнес-ангелов. Их представительства есть в интернете (собственные сайты) и в социальных сетях. Например, довольно известное российское сообщество «Бизнес-ангелы РФ» — это объединение, которое поддерживает десятки начинающих предпринимателей. Подробнее прочитать о них можно на сайте сообщества. Здесь можно опубликовать свой проект и найти инвестора.
Если не хочется обращаться в сообщество, можно попробовать выйти напрямую на конкретного «ангела». Даже в России, хотя этот рынок только начинает развиваться, уже есть несколько десятков известных и даже легендарных инвесторов: Александр Румянцев, Виталий Полехин, Сергей Дашков, Андрей Головин, Роман Поволоцкий, Дмитрий Сутормин и другие. Их контакты нетрудно найти в интернете.
Помощь бизнес-ангела необходима любому стартапу. Однако ждать, когда инвестор сам обратит внимание на развивающийся проект, бесполезно. Конкуренция на рынке огромна, предприниматели постоянно борются за внимание инвесторов. В этих условиях найти своего «ангела» очень трудно. Чтобы увеличить шансы на успех, необходимо:
- Разработать проект и бизнес-план. Важно добиться максимально возможной точности прогнозов и вычислений.
- Создать сайт, группы в социальных сетях, презентации. Чем больше наглядных материалов представит автор стартапа, тем проще инвестору очень перспективы и принять решение.
- Обращаться к нескольким инвесторам, в несколько объединений. Не стоит замыкаться на одном «ангеле», необходимо максимально расширить круг поиска. Больше инвесторов — больше денег, проще реализация и окупаемость.
Заключение
Бизнес-ангелами называют инвесторов, которые вкладывают деньги в рискованные проекты. Иногда термин используется более широко и обозначает всех, кто вкладывает деньги в чужой бизнес с целью в будущем получить дивиденды. Чтобы найти «ангела» для своего проекта, рекомендуется писать на тематических сайтах и в тематических сообществах, а также активно продвигать свой проект в интернете.
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: