Что такое полная себестоимость продукции предприятия

Каким образом подсчитывается полная себестоимость продукции предприятия? Знание данного показателя необходимо для корректного ценообразования и поиска путей оптимизации производства. Поэтому каждый предприниматель должен хорошо понимать, из чего складывается полная себестоимость и как её рассчитать.

Виды себестоимости

Себестоимостью называется сумма совокупных затрат на изготовление какой-либо продукции или на оказание услуги. Её принято разделять на полную и сокращённую. Полная включает абсолютно все прямые и косвенные затраты (подробнее смотрите в следующем разделе), а сокращённая — только прямые.

Ценообразование на основе данного показателя точнее гораздо предпочтительнее для предприятия, чем расчёт только по прямым затратам. Использование сокращённого значения только на первый взгляд равноценно полному варианту. Косвенные расходы могут иметь весомую долю в расходах предприятия. Игнорирование их при ценообразовании печально скажется на доходах. Такой подход поможет эффективнее сокращать издержки, находить новые пути для оптимизации и не получить убытки в конечном итоге.

Себестоимость товара.
Расчёт полной себестоимости важен для грамотного ценообразования и сокращения издержек

Структура себестоимости

Полная себестоимость — это что такое? Мы выяснили, что это совокупность прямых и косвенных затрат на изготовление единицы продукции или на оказание услуги. Но из чего именно складывается значение этого коэффициента, что значит «прямые» и «косвенные» затраты? К прямым относятся:

  • материалы и сырьё, затраченные на изготовление продукции;
  • комплектующие, полуфабрикаты;
  • коммунальные расходы (энергия, теплоснабжение, вода), израсходованные при работе;
  • оплата труда работников, непосредственно участвовавших в производстве;
  • амортизация оборудования, использованного при работе;
  • транспортные расходы и логистика;
  • реклама;
  • комиссия торговым агентам.

Из прямых затрат складывается сокращённая себестоимость. Что узнать полную, нужно добавить в расчёты косвенные затраты:

  • коммунальные расходы на работу вспомогательного оборудования;
  • аренда помещения;
  • заработная плата управляющего и административного персонала;
  • оплата труда вспомогательного персонала;
  • страховые взносы;
  • амортизация вспомогательного оборудования;
  • расходы на рекламу и продвижение организации в целом;
  • связь, интернет, программное обеспечение;
  • консультирование, помощь специалистов.

Отследить прямые затраты значительно проще, чем косвенные. Однако для комплексного вычисления показателя придётся провести и эту довольно трудную работу. Самый простой вариант узнать все расходы — это отследить использование сырья, оборудования и наёмного труда на каждом этапе производства.

Затем, после того как прямые и косвенные затраты на производство выявлены, нужно пропорционально включить в них зарплаты административного и руководящего персонала, упаковку, транспорт, рекламу. Более подробно пример вычисления мы рассмотрим в разделе «Как провести расчёты».

Каждое производство уникально, поэтому универсального метода узнать этот показатель не существует.

Очевидно, что порядок расчёта будет отличаться у предприятия строительных материалов и парикмахерской. Каждый предприниматель должен самостоятельно рассчитать себестоимость своей продукции, основываясь на технологических циклах и других составляющих рабочего процесса.

От чего зависит себестоимость

Говоря простым языком, себестоимость зависит от величины всех затрат производителя на изготовление продукции. В первую очередь — от стоимости сырья, оборудования, оплаты труда персонала и коммунальных расходов. Поэтому, если производитель хочет снизить себестоимость продукции, ему необходимо оптимизировать траты по этим направлениям. Например, найти более выгодных поставщиков исходных материалов.

Косвенные расходы тоже оказывают существенное влияние. К примеру, большие зарплаты руководства в итоге могут оказаться бременем для компании. Оплата труда начальников, бухгалтеров, делопроизводителей включается в стоимость каждой единицы продукции. Если штат этого персонала раздут, полная себестоимость непропорционально увеличивается относительно реальной ценности товара. Это ухудшает его позиции на рынке.

Полная себестоимость продукции предприятия.
Пример расчёта полной себестоимости продукции

Как провести расчеты (формула)

Рассмотрим подробнее, как рассчитать полную себестоимость продукции. Формула выглядит просто: прямые расходы + косвенные расходы. Однако с тем, что включать в прямые и косвенные расходы на начальных этапах могут возникнуть трудности. Можно воспользоваться более развёрнутым вариантом формулы:

ПС равна М/С + ОТ + КР + ОТ(уп) + А + СВ + Т + любые другие расходы, где:

  • ПС — полная себестоимость;
  • М/С — материалы или сырьё;
  • ОТ — оплата труда;
  • КР — коммунальные расходы;
  • ОТ (уп) — оплата труда управленческого персонала;
  • А — амортизация оборудования;
  • СВ — страховые взносы;
  • Т — транспорт.

Таким образом, расчёт себестоимости является довольно простой операцией, но только в том случае, если предприниматель знает, сколько трат несёт по разным направлениям. В любом случае, игнорировать расчёт данного показателя нельзя, так как он является основой грамотного ценообразования.

Заключение

Полная себестоимость продукции — показатель, отражающий совокупные затраты производителя на изготовление товаров или оказание услуг. Чтобы рассчитать это значение, необходимо знать полный перечень прямых и косвенных расходов в рамках технологического процесса. Вычисление полной себестоимости необходимо для оптимизации расходов и корректного ценообразования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте далее:
Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

девятнадцать − 18 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: