Консультация юриста по телефону
8 (800) 555-67-55 доб. 392

Что такое диверсификация

Риск присущ любому бизнесу, даже самому успешному. Фирма не может существовать в неизменных условиях очень долгое время. Многое меняется и для того, чтобы развиваться, необходимо соответствовать новым условиям. Одной из эффективных возможностей для того, чтобы хорошо показать себя в новых условиях, является увеличение видов деятельности предприятия. Диверсификация — это, простыми словами, распределение своих сил и средств для работы в нескольких направлениях.

Определение диверсификации

Бизнес развивается в изменяющейся обстановке. Товары и услуги, которые раньше имели спрос, могут со временем стать бесперспективными. Развивается не только техника, но и экономика, социальная среда. Изменения обычно происходят также и внутри фирмы. Сделать вид, что всё по-прежнему, не получится. Тот, кто не может быть эффективным в новых условиях, терпит неудачу.

Конечно, можно считать хорошим вариантом, когда отслеживаются возникшие изменения, и фирма способна сразу должным образом меняться, чтобы им соответствовать. Однако это далеко не всегда является возможным. Некоторые изменения рынка происходят внезапно и их трудно предвидеть. Кроме того, проведение таких изменений — это дорогостоящее дело.

На практике для того, чтобы быть готовым развиваться в различных направлениях, применяется диверсификация. При этом деятельность ведётся в нескольких направлениях, рассчитывая на то, что при любых изменениях ситуации хотя бы одно из них будет успешным и даст фирме возможность эффективно развиваться.

Понятие диверсификации
Диверсификация подразумевает распределение активов по разным направлениям

Типы

Важно понимать, что такое диверсификация и как она проводится. Это понятие можно пояснить следующими примерами:

  1. Существует такая стратегия диверсификации, когда фирма определяет своё место на рынке, она устанавливает для себя не один род деятельности, а несколько.
  2. Предприятие действует в прежней сфере, однако стремится максимально расширить разнообразие выпускаемых товаров или услуг.
  3. Успешно действуя в одном географическом районе, бизнес ищет и внедряется на новые рынки сбыта, чтобы диверсифицировать.
  4. Диверсификация может производиться также и в технологической сфере. В работе может быть задействовано несколько альтернативных технических способов для производств данного продукта.
  5. Поиск возможностей для дополнительного получения прибыли. Диверсифицировать это возможно различными способами.

При продаже товаров можно предусмотреть продукцию, которая относится к различным ценовым категориям: от дорогих до самых дешёвых. Такое распределение усилий поможет фирме соответствовать возможным изменениям рынка.

Диверсификация может относиться к применению капитала. Для того, чтобы была получена прибыль, надо его наиболее выгодно вложить. Обычно при получении высокой прибыли имеется серьёзный риск. Поэтому для проведения финансирования на рынке ценных бумаг используется понятие портфеля. Речь идёт об инвестирования средств в различные ценные бумаги таким образом, чтобы максимально снизить риск получения убытков. При этом для инвестиционного портфеля, это делается следующим образом: туда входят сопряжённые с высоким риском прибыльные ценные бумаги наряду с надёжными, но дающими незначительный доход.

Существуют варианты диверсификации. Они связаны с особенностями, которые характерны для конкретной сферы деятельности:

  1. На валютном рынке можно вкладывать средства в различные ценные бумаги, делая несколько инвестиций, в расчёте на то, что все они одновременно не потеряют часть своей стоимости.
  2. Если делать депозитные вклады, то деньги имеет смысл распределить между различными банками.
  3. При покупке недвижимости приобретают объекты, находящиеся в различных географических районах.
  4. Если инвестировать в ценные металлы, возможно одновременно приобретать несколько их разновидностей: золото, серебро, платину.

На уровне всей страны можно рассматривать процессы, когда происходит диверсификация экономики. В этом случае обеспечивается гармоничный рост различных отраслей.

Виды диверсификации
Выделяют несколько видов диверсификации

Виды

На практике сложились диверсификация производства имеет несколько видов, у которых есть свои особенности.

Связанная

Характерным примером такого вида является ситуация, когда происходит расширение ассортимента продукции. При этом новые товары выпускаются или на той же технологической основе, или на близкой.

Различают две основных разновидности, которые имеет диверсификация бизнеса:

  1. Когда она горизонтальная, речь идёт о том, что новые товары производятся при помощи разного рода усовершенствований, сделанных на существующем производстве. Обычно эта продукция не используется внутри предприятия, которое её производит.
  2. Вертикальная диверсификация связана с производством, продукты которого используются в качестве составной части основного производственного процесса на фирме. При этом товары или материалы, которые могут использоваться на предприятии, создаются в большем количестве, чем ранее. Их излишек продаётся другим фирмам.

Примером вертикальной диверсификации может служить следующая ситуация. Металлургический комбинат делает окатыши для своих нужд. Если он произведёт в количестве большем, чем им надо, он может излишки продать другой фирме, которая их сможет использовать для своих целей.

Несвязанная

В этом случае диверсифицированная компания организует несколько разновидностей бизнеса, которые между собой никак не связаны. В этом случае риски наступления неблагоприятных последствий снижаются. Однако в этой ситуации, речь идёт о независимых видах бизнеса, каждый из которых нужно не только создать, но и сделать успешным.

При этом если одно из направлений станет убыточным, весь бизнес в целом продолжит свою работу. Таким образом происходит диверсификация рисков.

Комбинированная

На практике обычно не используют указанные виды диверсификации в чистом виде. Более распространено использование комбинированного вида.

Для этого обычно применяются два способа:

  1. Портфель наполняют активами, которые связаны с теми, которые уже используются предприятием. При этом используются как связанная, так и несвязанная диверсификация.
  2. Происходит административное разделение уже используемых на фирме направлений деятельности.

Одним из эффективных способов такого разделения, является слияние двух или нескольких компаний, которые работают в несвязанных между собой сферах бизнеса.

Как провести диверсификацию
Для получения максимальной диверсификации нужно выбрать верную стратегию

Стратегии диверсификации

Стратегия представляет собой одно из маркетинговых направлений, которое направлено на освоение других видов бизнеса. В этом случае наряду с диверсификацией происходит дальнейшее развитие деятельности в одном или нескольких дополнительных направлениях. Для того чтобы осуществить такой шаг, необходимо продумать процедуру разделения имеющихся ресурсов для воплощения в действительность этого плана. Такие стратегии относятся к трём разновидностям, которые более подробно будут рассмотрены далее.

Конгломератная

В этом случае новое направление выбирается таким образом, чтобы не быть связанным с существующей деятельностью предприятия. Хотя конгломератная диверсификация максимально снижает возможные риски, одновременно он является наиболее сложным и ресурсоёмким для исполнения процессом.

Трудность такого шага во многом связана с:

  • уровнем квалификации управляющих кадров и работников фирмы;
  • наличием значительной суммы свободных средств;
  • ситуацией на рынке.

Центрированная

Данная стратегия является противоположной по отношению к конгломератной. В данном случае для расширения производства используется уже имеющаяся технология и существующее основное производство.

При этом происходит расширение существующего ассортимента с целью выпуска такой разновидности продуктов, которая резко отличается от уже имеющихся вариантов. Одним из примеров, когда применялась центрированная диверсификация, может быть компания, которая занимается постройкой отелей «Хилтон». Она известна тем, что долгое время занималась строительством дорогих и престижных отелей. При этом компания с целью диверсификации освоила новое направление, которое заключалось в строительстве отелей, которые имели более доступный для обычных клиентов уровень.

Горизонтальная

Такой вариант развития предполагает освоение дополнительного направления, которое не связано с уже имеющимся основным производством. Однако, оно не является полностью независимым. Для этого частично используются уже имеющиеся у фирмы ресурсы (например, технологии или транспорт). При этом новый продукт может использоваться в производстве основного или дополнять его.

Как проводят диверсификацию
При грамотном подходе проведенная диверсификация приведет к достижению должных результатов

Как определиться со стратегией

Для того чтобы принять решение, необходимо действовать следующим образом:

  1. Нужно проанализировать существующий бизнес. При этом важно отметить, имеются ли свободные ресурсы, насколько уверенно компания чувствует себя в настоящий момент.
  2. Нужно провести исследование рыночной ситуации и определить направление расширение. При этом нужно основываться и на рыночной ситуации и исходить из имеющихся возможностей фирмы.
  3. Определившись с основным направлением, нужно конкретно изучить существующую ситуацию и взвесить свои силы. Оценивается то, насколько новый проект помогает в диверсификации предприятия.
  4. Теперь необходимо составить бизнес-план, который относится к реализации нового направления.

Заключение

Использование диверсификации — это эффективный путь развития фирмы. Однако он сопряжён со значительными затратами. Такое решение должно быть принято только на основании тщательного анализа ситуации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интересное по теме:
Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...
Добавить комментарий

14 + 4 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: