Консультация юриста по телефону
8(800) 500-27-29 доб. 827

Резервы по сомнительным долгам: учет, проводки

Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом. Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга. Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерии

Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.

Для признания достаточно 1-2 признаков. От банкротства и финансовых проблем не застрахована ни одна организация, поэтому законодательство требует от экономических субъектов начисление резерва по сомнительному долгу, то есть создания резервного фонда (РФ). Цель — покрытие убытков от безнадёжных долгов. Проводить любое другое расходование заложенных на это направление денег до списания просрочек запрещается.

Бухгалтерский учет резервов по сомнительным долгам
Создавать резерв по сомнительным долгам обязаны все организации

Обзор законодательства

Главным нормативным актом, регулирующим начисление РФ организациями является приказ министерства финансов от 29 июля 1998 года №34Н. Это базовый документ, положения которого необходимы для корректного БУ. Информацию по таким долгам нужно искать в разделе «Капитал и резервы».

Здесь закрепляется понятие сомнительного долга и в самых общих чертах описываются его признаки. Перечислим ключевые нюансы, которые нужно запомнить. Организации обязаны создавать резервы без каких-либо исключений. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется для каждого отдельного случая, то есть для каждого договора, каждой поставки и т. д, по которым возникли риски. Объединять, суммировать, плюсовать создаваемые резервы нельзя.

Помимо этого приказа Минфина нужно ориентироваться на положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99, Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 и Положение по бухгалтерскому учету 21/2008.

Бухгалтерский и налоговый учет резервов

РФ по сомнительным задолженностям создаются в бухгалтерском и налоговом учёте, но при этом довольно значительно отличаются. У них разные цели и разный порядок начисления. Так в БУ:

  • создание резерва обязательно для любой просрочки для любых экономических субъектов;
  • РФ нужно создавать даже тогда, когда возвращение денег ещё только рискует стать сомнительным, то есть демонстрирует 1-2 признака или появилась информация о финансовых проблемах контрагента;
  • разрешается составить свои критерии оценки сомнительности и даже собственные правила расчёта объёма РФ.

В налоговом учёте цель создания РФ — уменьшить налогооблагаемую базу прибыли для расчёта налога. Закон ограничивает создание такого фонда в НУ только долгами покупателей, при этом возврат уже должен быть просрочен на 45 дней.

В бухгалтерском учёте — это обязанность, в налоговом учёте — это право. Зато в БУ можно создать свой порядок расчёта, что для НУ категорически запрещается.

Условия формирования

Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:

  • товары или услуги поставлены авансом, без предоплаты или оплачены только частично (для товаров, которые не поставлены организацией из-за неоплаты контрагентом, всё названное не действует, то есть компания обязательно должна уже понести определенные убытки);
  • поставка не обеспечена залогом, банковской гарантией или поручителем;
  • известно о финансовых проблемах/банкротстве контрагента;
  • срок погашения истекает или уже нарушен.

Помимо этих критериев, каждая организация с учётом специфики своей деятельности может установить дополнительные признаки. Любые основания считать, что контрагент не сможет заплатить вовремя, могут говорить о необходимости создавать РФ. Впрочем, на практике это почти не встречается. Все положения нужно зафиксировать внутренними нормативными актами, равно как и порядок расчёта, выбранный метод и индивидуальные критерии.

Бухгалтерский и налоговый учёт резервов по сомнительным долгам
Бухгалтерский учёт резервов по сомнительным долгам — это обязанность, налоговый учёт — право

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Работа по созданию РФ начинается с выявления оснований, то есть определения у конкретных долгов признаков сомнительности. Как это происходит? Основания выявляются по итогам инвентаризации дебиторских задолженностей в конце отчётных периодов. Это регулярная работа, которая помогает своевременно провести деньги в фонд.

Сроки формирования зависят от продолжительности задолженности:

  • до 45 дней — не формируется;
  • от 45 до 90 дней — 50% долга;
  • свыше 90 дней — полная сумма долга.

Далее выбирают метод формирования РФ:

  1. Интервальный — размер отчислений в фонд определяется как процент от долга. При этом процент организация назначает сама, на основе данных о платежеспособности контрагента, срока просрочки и её объёма.
  2. Статистический — ежеквартально или ежемесячно вычисляется доля непогашенных долгов, процент от которой вносится в РФ.
  3. Экспертный — отчислением является сумма каждого сомнительного долга каждого контрагента отдельно.

Списание резерва по сомнительному долгу, если его средства оказались невостребованными, происходит в конце календарного года.

Основные проводки с примерами

Проводки создание резерва по сомнительному долгу — Д91, К63. Когда долг признан безнадёжным и его надо списать через РФ — Д63, К60, 62, 76. Если должник погасил задолженность — Д63, К91.

Для наглядности изучите пример расчета. Организация поставила партии товаров контрагентам на суммы:

  • ООО «1» — 30 000 рублей, просрочка 46 дней;
  • ООО «2» — 115 000 рублей, просрочка 50 дней;
  • ООО «3» — 200 000 рублей, 95 дней.

Итак, у всех компаний просрочка больше 45 дней, значит начисляем резерв пропорционально давности долга и делаем проводки:

Операция Д К Сумма

Сформирован РФ

91 63

30 000 х 50% = 15 000
115 000 х 50% = 57 500
200 000 (100% от просрочки свыше 90 дней)

ООО «2» оплатил долг

63 76

115 000

Списать РФ ООО «2» по конкретному обязательству, восстановление резерва

63 91  57 500

ООО «1» обанкротился

 63  60  30 000

Списать невостребованные средства РФ по итогам года

 63  91

(272 500 — (57 500 + 30 000)) = 185 000

Заключение

Создание резервного фонда по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте — обязанность всех организаций. Существуют общепризнанные критерии определения сомнительности просрочки, а также компании вправе разработать и утвердить в учётной политике собственные. Начисления в фонд зависят от объёма и срока задолженности. В материале мы на конкретных примерах рассмотрели типовые проводки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интересное по теме:
Добавить комментарий

пять × три =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: