Консультация юриста по телефону
8(800) 555-67-55 доб. 392

Велопрокат как бизнес

Городской прокат велосипедов — сезонный бизнес с небольшими вложениями и оборотами. Большинство людей готовы кататься на велосипеде с мая по сентябрь в качестве развлечения и не используют это средство передвижения как замену транспорта. В российских городах нет инфраструктуры, которая позволила бы комфортно перемещаться по улицам. Поэтому ожидать большой прибыли от одной точки велопроката не стоит. Тем не менее, заработать таким в летний сезон всё же можно. Рассказываем, как начинают бизнес по прокату велосипедов, сколько требуется вложений и где лучше всего открываться.

Как начать бизнес по прокату велосипедов

Чтобы понять, стоит ли открывать велопрокат, предварительно следует оценить потенциальный уровень спроса на эту услугу. Дело в том, что российские города плохо приспособлены для велосипедистов. Относительно комфортно можно кататься только в парках отдыха, на набережных и в туристических зонах. Именно посетители этих зон будут потенциальными клиентами проката.

Предположим, есть свободная зона, где много потенциальных клиентов. С чего начать создание велопроката? В первую очередь нужно закупить парк велосипедов, хотя бы 10-15 единиц. Желательно, чтобы на точке был выбор из нескольких моделей. Так выше вероятность привлечь больше клиентов.

Прокат велосипедов
Прокат велосипедов — довольно прибыльный сезонный бизнес

Далее нужно выбрать конкретное место. Если точка будет на открытом воздухе, её нужно согласовать с местными властями. Обычно это направление курируют отделы торговли и досуга в муниципальной администрации. Нужно будет представить схему установки нестационарного объекта, указать количество велосипедов и время работы. Администрация выдаст разрешение, которое действует несколько лет.

Другой вариант — открыться в помещении. Важно, чтобы оно так же находилось в зоне скопления потенциальных клиентов. Согласовывать такой вариант в администрации не требуется, при условии, что велосипеды будут храниться в помещении, то есть не будут занимать часть улицы.

Объем вложений

Большую часть средств на открытие такого бизнеса придётся затратить на создание парка. Городской велопрокат будет пользоваться большим спросом, если в нём будет представлено несколько моделей велосипедов:

  • стандартные с ножным тормозом;
  • городские;
  • горные/спортивные;
  • велосипеды-чопперы;
  • детские;
  • шоссейные;
  • тандемы;
  • электровелосипеды.

Теоретически, можно обойтись без особенных категорий и купить десяток одинаковых моделей, но клиентам это понравится меньше. Взять в прокат велосипед — в большинстве случаев развлечение, поэтому однообразие моделей не позволит клиенту насладиться выбором и испытать новые ощущения от вождения электровелосипеда или тандема.

Средняя стоимость стандартного велосипеда сейчас — 25 тысяч рублей. Не стоит покупать модели за 5-7 тысяч рублей. Они непривлекательно выглядят и быстро ломаются. Расходов на их ремонт в итоге будет больше, чем прибыли. Отдельные модели обойдутся гораздо дороже (электрические, шоссейные, байки). Для парка из 15 велосипедов потребуется в среднем 400 тысяч рублей. В некоторых магазинах за оптовый заказ предоставляется скидка, не упустите возможность существенно сэкономить.

Пункты проката должны быть оснащены запчастями и инструментами для ремонта/ухода за велосипедами. Это обойдётся гораздо дешевле — в среднем 10 тысяч рублей. Если точка будет работать на открытом воздухе, понадобится натяжной тент от дождя, а также стоянка, к которой велосипеды нужно прикрепить замками. Это ещё 30 тысяч рублей.

Таким образом, объём вложений в открытие велопроката на открытом воздухе составит примерно 450 тысяч рублей. Для точки в помещении в стартовые инвестиции нужно добавить аренду. Если финансовые возможности позволяют, можно вложится в рекламу и раскрутку через социальные сети.

Велопрокат в парке
Удачное место для велопроката — парк, набережная, туристическая зона

Предполагаемая прибыль

Сколько стоит прокат велосипеда и на какую прибыль может рассчитывать предприниматель? Цена проката велосипедов зависит от региона и места проката, но в большинстве случаев устанавливается довольно высокой. Особенно дорого стоит аренда велосипеда в курортной туристической зоне. Здесь на 5-6 часов пользования велосипедист заплатит минимум 1 тысячу рублей.

Прейскурант устанавливается по времени проката:

  • 1 час — от 100 рублей;
  • 2 часа — от 150 рублей;
  • 3 часа — от 250 рублей;
  • 4 часа — от 300 рублей;
  • 5 часов — от 400 рублей;
  • 6 часов — от 500 рублей;
  • день (8-9 часов) — от 800 рублей.

Прокат с парком из 15 велосипедов, сдав все велосипеды на 1 день, может заработать за сутки минимум 12 000 рублей. Если работать в течение 4 месяцев (120 дней), теоретически можно выручить 1,5 миллиона рублей. То есть, окупить вложения в 3 раза. Вероятно, что уровень спроса всё-таки будет меньше, например, в дождливые дни. Но даже 60% от максимума — 864 000 рублей — очень хороший результат.

Покупка оборудования

Бизнес-план велопроката должен включать перечень моделей и количество экземпляров каждой модели. Закупка велосипедов — очень ответственный шаг. Они должны быть надёжными, удобными и красивыми. Если предприниматель плохо разбирается в особенностях этого средства передвижения, нужно получить консультации от специалистов. Желательно в нескольких магазинах, на форумах любителей велоспорта и у производителей.

Самый простой вариант сформировать велопарк для проката — купить все нужные модели в магазине спорттоваров. Но, вероятно, что здесь каждая модель будет представлена в 1-2 экземплярах, а стоимость будет включать высокую торговую наценку.

Выгоднее изучить ассортимент проверенных интернет-магазинов и сделать заказ оптом. Так цена каждого велосипеда будет ниже, доставка всей партии оптом также сэкономит ресурсы.

Регистрация велопроката

Чтобы не создать проблем с государственными учреждениями и ГИБДД, следует официально зарегистрировать велопрокат. Такой бизнес разрешается вести ИП и ООО. Небольшую точку проката выгоднее зарегистрировать как ИП — меньше отчётных документов. Специальная лицензия на этот вид деятельности не нужна, но если прокат будет расположен на открытом воздухе, требуется оформить разрешение муниципалитета.

Уличные прокаты велосипедов относятся к нестационарным торговым объектам. Их размещение нужно согласовать с местной администрацией. Для этого следует обратиться в отдел торговли или досуга (обычно в управлении экономики, но в каждом регионе структура органов власти отличается). Для получения разрешения требуется:

  • схема размещения объекта (карта местности с отмеченным объектом, указаны размеры);
  • заявление (пишут на месте).

Оформление разрешения занимает 15 рабочих дней. Чтобы открыть пункт в мае, в администрацию нужно обратиться в конце марта или начале апреля. Если открытие нестационарного объекта будет одобрено, администрация добавит велопрокат в схему и выдаст разрешение. Этот документ избавит предпринимателя от всех возможных проблем с ГИБДД и другими проверяющими органами.

Прокат велосипедов как бизнес
На открытие велопроката нужно получить разрешение муниципальной администрации

Выбор системы налогообложения

Для данного направления бизнеса выгоднее всего упрощенный режим налогообложения (УСН) в вариации «6% доходов». Причина в том, что велопрокат почти не несёт никаких расходов, на которые можно было бы сократить налогооблагаемую базу доходов.

Ещё 2 удобных варианта — вменённый налог и патентное налогообложение. Прокат велосипедов попадает в категорию «Бытовые услуги» (так как они включают в себя любой прокат, в том числе велосипедов). ЕНВД и ПСН удобны тем, что их не нужно считать и привязывать к полученным доходам. Достаточно платить фиксированную установленную государством сумму. Эти режимы налогообложения предполагают ограничения по числу работников, но для велопроката это не так значимо (число сотрудников вряд ли превысит 5 человек).

ОКВЭД

Прокат велосипедов попадает под ОКВЭД «Прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха». Сейчас его номер — 71.40.4, но перед открытием не забудьте уточнить актуальный код. Номера иногда меняются, а вот наименования почти всегда остаются без изменения.

Где лучше всего открывать точку проката

Удачное расположение — один из главных секретов успеха велопроката. Место должно быть оживлённым, заметным и располагать к велосипедным прогулкам. Идеально подходят парки и набережные, туристические и курортные зоны со сниженным автомобильным трафиком. Желание взять велосипед на прокат очень часто возникает спонтанно. Этот факт необходимо использовать в своих целях.

Чтобы привлекать больше клиентов, нужно обозначить себя яркой вывеской или штендером. Необходимо стоять близко к месту катания, но на небольшом удалении, чтобы не мешать движению. Клиентам должно быть удобно подходить, осматривать велосипеды, уезжать и приезжать. Некоторые места муниципальная администрация не согласует. Выбирайте такие точки, где нет интенсивного движения машин (или оно вовсе запрещено), нет аварийных выездов, перекрестков. Также точка не должна мешать пешеходам.

Прокат шоссейных велосипедов является более специфическим направлением. Его лучше располагать в непосредственной близости к шоссе, спортивным стадионам и трекам, то есть к месту скопления потенциальных клиентов.

Как обеспечить безопасность бизнеса и клиентов

Важный вопрос для велопроката: как обеспечить сохранность имущества? Есть несколько серьёзных угроз. Во-первых, нужно предотвратить кражу велосипедов. Иногда клиенты просто не возвращают взятый на прокат велосипед. Такое хоть и редко, но случается. Чтобы предотвратить кражу, с каждым клиентом заключают договор проката или берут с него залог. Второй вариант удобнее, но есть проблема.

Использовать в качестве залога деньги невыгодно: маленькая сумма до 5 тысяч рублей не убережёт от кражи (велосипед стоит гораздо дороже), а большую (покрывающие стоимость имущества 20-25 тысяч) потенциальные клиенты с собой не носят и в прокате не оставят. Более приемлемым залогом станет паспорт, водительские права или другой ценный документ. К тому же, по нему можно идентифицировать личность недобросовестного клиента.

Велошеринг
Для проката можно купить одинаковые модели велосипеда, а можно создать разнообразный велопарк

Всё имущество должно пройти инвентаризацию, а время его сдачи и прибытия отмечаться в специальном журнале. Хорошим решением будет нанести на все велосипеды логотип проката, специальную несмываемую метку или даже датчик отслеживания (выйдет довольно дорого). Такие велосипеды не выгодно воровать, так как они слишком приметны.

Вторая сторона — безопасность клиентов. Перед сдачей велосипеда на прокат, нужно убедиться, что клиенты способны ехать на нём и будут аккуратно с ним обращаться. Целесообразно провести клиентам инструктаж по технике безопасности и подсказать простые маршруты. Нельзя сдавать велосипеды пьяным и людям в состоянии наркотического опьянения.

Самая действенная реклама

Удачного местоположения может оказаться недостаточно для привлечения нужного числа клиентов. Попробуйте использовать социальные сети: сейчас многие люди активно ищут через них товары и услуги. Зарегистрировать аккаунты можно совершенно бесплатно, а продвигать за сравнительно небольшие деньги. Все публикации снабжайте тегом геолокации и контактными телефонами.

Хорошо сработает наружная реклама. Расклейте объявления и плакаты в районе скопления потенциальных клиентов (центральная часть города, туристические зоны, музеи, остановки общественного транспорта), а также вдоль велосипедных маршрутов. Это обойдётся совсем недорого, но привлечёт много клиентов.

Франшизы и велошеринг

Франшиза велопроката подразумевает велошеринг — систему совместного пользования велосипедами. Принцип работы довольно прост: клиент берёт велосипед из автоматизированной станции в одной части города, едет до нужного ему места и оставляет его в другой станции. В России велошеринг ещё не так распространён, работает только в крупных городах.

Инвестиции на открытие такого бизнеса будут существенно больше, превышают 1 миллион рублей. Высокая стоимость обосновывается дорогими автоматизированными станциями (они работают автономно, без оператора на месте) и большим количеством велосипедов (минимум 5 на каждой станции). Прибыльность этого дела под вопросом, потому что в сознании большинства россиян велосипед остаётся средством развлечения, а не передвижения по городу.

Заключение

Велопрокат — выгодный вариант сезонного бизнеса в сфере развлечений. На его открытие придётся затратить в среднем 450 тысяч рублей, большая часть из которых уйдёт на покупку велосипедов. Местоположение точки проката нужно согласовать с местной администрацией. Активная наружная реклама и продвижение через интернет помогут привлекать больше клиентов. При правильной раскрутке за сезон получится заработать 1,5 миллиона рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

пятнадцать − 12 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: