Консультация юриста по телефону
8(800) 555-67-55 доб. 392

Бизнес-план книжного магазина

Несмотря на активное внедрение электронных изданий, большое количество людей готово приобретать печатные изделия. Чтобы открыть свое дело в этой сфере, понадобится составить качественный бизнес-план книжного бизнеса, который должен включать в себя все нюансы предстоящего капиталовложения.

Актуальность книжного бизнеса

На книжный бизнес в последнее время воздействуют несколько факторов, которые подвергают сомневаться в актуальности этого дела:

  • отмечается, что аудитория читателей не возрастает, а в некоторых аспектах начинает уменьшаться из-за появления большого количества сторонних типов досуга.
  • второй большой проблемой является пиратство, которое процветает в любом типе деятельности, где имеются авторские права. Если сам потребитель не страдает от пиратства, то издатель сталкивается с финансовыми потерями из-за некорректного расчета платежа, связанного с приобретением аудиторией незаконно произведенных книг.

Но эти два фактора не всегда так серьезно сказываются на бизнесе. Есть примеры, когда в современных условиях падающего рынка окупаемость книжного магазина составляла менее одного года.

Что влияет на развитие бизнеса
Перед разработкой бизнес-плана книжного магазина нужно изучить все факторы, которые влияют на доходность в конкретной отрасли

Описание рынка сбыта

Перед тем как составлять бизнес-план книжного магазина, необходимо определиться с рынком сбыта. Целью проекта является открытие книжного магазина, который будет удовлетворять потребности клиентов всех возрастов и кругов интереса. 12 последних лет книжной продукции позволили перейти от планового производства до гибкой модели. Также повысилось качество отечественной продукции, которая раньше не могла конкурировать с зарубежными печатными домами.

Объем производства книжной продукции сейчас находится на уровне, с которым не могут справиться книжные магазины. Причиной такого развития событий является отсутствие розничных торговых точек. На данный момент в России наблюдается недостаток книжных магазинов. Влияние на отрасль может помогать или мешать развитию индустрии.

Положительные факторы, влияющие на книжный бизнес:

  • незначительная конкуренция в небольших городах;
  • повышение платежеспособного населения;
  • развитие информационных технологий;
  • рынок не достиг уровня насыщения;
  • цены на книги отечественного производства возрастают.

Отрицательные факторы, влияющие на книжный бизнес:

  • государство не разрабатывает проекты по поддержке издателей книг и книжных магазинов;
  • необходимость конкурировать с альтернативными отраслями торговли;
  • отсутствуют государственные программы, нацеленные на поддержку чтения;
  • падение интереса к чтению по причине сокращения взрослого населения;
  • цены на книги отечественного производства ниже, чем на аналоги из Европы.

Конкурентный анализ одного из потенциальных соперников на рынке – книжного магазина «Читай город»:

  • создан в 2009 году путем слияния двух сетей «Новый книжный» и «Буквоед»;
  • в декабре 2018 года число магазинов составляет 426;
  • главная цель проекта – дать требуемый продукт для потребителей;
  • действуют стандарты для работы персонала и обслуживания клиентов и других аспектов дела;
  • больше половины продаваемых товаров – книги, остальные категории товаров являются способом дополнительного заработка (сувениры, открытки, товары для хобби, игрушки и так далее);
  • кроме физических точек действует интернет-магазин, дополняющий постоянно растущую сеть;
  • в крупных городах в магазинах сети проходят различные мероприятия для гостей (праздники для детей, различные тренинги, акции благотворительных организаций).

Ассортимент магазина расширен, в отличие от старого представления точек продаж книг. Помимо печатных изданий, здесь можно приобрести предметы для досуга, игрушки, различные наборы для проведения досуга, настольные игры, сувениры и так далее.

Благодаря расширенному представительству на территории страны, магазин имеет возможность устанавливать низкие цены на свои товары. Постоянные покупатели поощряются за счет действующей накопительной системы.

Какая литература востребована
При открытии книжного магазина, нужно рационально размещать литературу по категориям

Маркетинговая политика

При создании книжного магазина лучше всего остановиться на варианте районной точки широкого профиля. В этом случае понадобиться следить за поддержанием следующих достоинств:

  • персонал должен ответственно подходить к делу и быть компетентным в вопросах книжного мира;
  • расположение магазина должно быть удобным для покупателя (близ точки должны располагаться остановки автобусов, трамваев, станции метро);
  • цены не должны сильно превышать от стоимости аналогичных продуктов у конкурентов;
  • широкий ассортимент не только книжной продукции.

Полки магазина необходимо заполнять литературой следующих категорий:

  1. Классика.
  2. Современная литература.
  3. Учебная литература.
  4. Научпоп.
  5. Печатные издания для детей.
  6. Книги, нацеленные на личностный рост.
  7. Уникальные издания (коллекционные или подарочные).
  8. Книги на иностранных языках.
  9. Специальная литература.

Нельзя забывать и о дополнительном заработке, который можно получать от сувениров, игровых наборов и так далее.

Цена каждого продукта будет состоять из стоимости покупки оптом и наценки, которая должна составлять от 30 до 70 % в зависимости от выбранного типа товара. Лучше всего, если общую цену можно будет опустить немного ниже, чем у конкурентов. Если же сделать этого невозможно, то можно воспользоваться методом, который подразумевает снижение стоимости, но только на некоторые ходовые товары. Благодаря этому можно будет создать постоянную клиентскую базу, приобретающую и другие продукты, цены на которые не отличаются от стоимости у конкурентов.

Организационная структура

Открытие книжного магазина будет сопровождено обязательной регистрацией организации. Выбор организационно-правовой формы зависит от условий работы и желания владельца. Если владелец будет только один, то гражданин может выбрать для себя вариант индивидуального предпринимательства. Но если в бизнесе будут иметься партнеры, то придется оформлять общество с ограниченной ответственностью.

Каждая из огранизационно-правовых форм имеет свои плюсы и минусы:

  1. Ключевые моменты ИП. При регистрации предпринимателя придется оплатить пошлину в размере 1 000 рублей. Регистрация ИП допускается только на одного человека по месту жительства. Продажа и переоформление такого бизнеса будет запрещено, доступно только закрытие. Несмотря на имеющееся освобождение от ведения бухучета, ИП должен вести учет доходов и расходов. Проблемы могут возникнуть при желании сотрудничества с крупными организациями, которые считают такие формы ненадежными. ИП не является юридическим лицом, на законном уровне является должностным лицом. Доход с дивидендов не является налогооблагаемым. Средства находятся под полным распоряжением предпринимателя.
  2. Ключевые моменты ООО. Регистрация юридического лица обойдется в 4 000 рублей. Количество участников ООО не ограничено. Компанию можно будет продавать и переоформлять. В организации обязательно должен иметься бухгалтер для ведения отчетности. Все дивиденды облагаются налогом в размере 9%. Расчетный счет ООО может быть использован только для уплаты налога на дивиденды или достижение определенных целей.
Особенности составления финансового плана
При составлении финансового плана, нужно учитывать все категории расходов

Финансовый план и вложения

Первое, на что придется тратить средства – аренда или покупка подходящего помещения. Главным условием будет являться соответствие требованиям безопасности. Поэтому частым выбором становятся торговые центры, где всеми вопросами безопасности будут заниматься владельцы здания, а не арендатор. Сам магазин должен превышать площадь 100 м2, в противном случае клиент может чувствовать себя дискомфортно.

Каждый гость в магазине должен иметь возможность рассматривать товары без посторонних раздражителей. Средняя стоимость аренды помещения будет равна 50 000 рублей, цена будет изменяться в зависимости от выбранного места размещения магазина. Дополнительно нужно учитывать коммунальные платежи, которые в среднем будут равняться 10 000 рублей.

Также нужно учитывать возможную необходимость проведения ремонтных работ. Если помещение в целом готово для коммерческой деятельности (при аренде площади в торговом комплексе), то в этом случае достаточно оформить будущий магазин в стиле будущей сети. Стоимость отделки будет составлять около 30 000 рублей. Если помещение арендуется или приобретается в неподготовленном состоянии, то придется проводить работы по реконструкции и перепланировке, только после этого можно будет переходить к отделке. В таком случае стоимость может превышать отметку в 100 000 рублей, в зависимости от сложности работ.

Далее нужно подготовить помещение: обставить его необходимым оборудованием. Книги не являются требовательным товаром, главное – следить за уровнем влаги в воздухе и не допускать попадание воды на печатные издания. Книжный магазин должен заполняться следующим оборудованием:

  • витрины – 25 000 рублей;
  • кассовый аппарат – 10 000 рублей;
  • кресло для продавца – 3 000 рублей;
  • ноутбук – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • сквозная стойка для книг – 13 000 рублей;
  • стеллажи для книг – 25 000 рублей;
  • стойка для продавца – 8 000 рублей.

Общая стоимость обустройства составит от 94 000 до 104 000 рублей, в зависимости от приобретаемого ноутбука (на первичном или вторичном рынке). Сэкономить можно, если построить книжный стеллаж своими руками.

Также потребуется оплачивать работу персонала. Расходы здесь буду серьезно варьироваться из-за формата магазина. Некоторые предпочитают не нанимать бухгалтера, если являются ИП, а заниматься отчетностью самостоятельно или возлагая обязанности на продавца-консультанта. Но такая процедура будет невозможной, если владелец пользуется формой ООО. Общепринятым списком сотрудников является:

  • продавец-консультант – от 20 000 рублей;
  • кассир – от 15 000 рублей;
  • бухгалтер – от 18 000 рублей;
  • уборщица – 11 000 рублей.

Только оплата работы персонала составит от 46 000 рублей для ИП, а для ООО – от 64 000 рублей. При этом еще нужно учитывать необходимость отчислений в пенсионный фонд и других обязательных уплат за сотрудников, что составит около 30%.

Теперь нужно позаботиться об ассортименте. Первая закупка является самой крупной, так как нужно полностью заполнить магазин. Первая затрата составит около 350 000 рублей. Все книги будут реализовываться с наценкой от 30 до 70% в зависимости от их популярности и издания (для уникальных товаров коллекционного или подарочного предназначения можно устанавливать высокую наценку).

Вопрос о том, какая нужна реклама книжного магазина и в каком объеме, каждая компания решает самостоятельно. Но такой вид привлечения клиентов всегда давал результат, особенно для только открывшихся магазинов. Можно устанавливать вывести и баннеры (10 000 рублей), распространять рекламные буклеты (10 000 рублей), создать свой лендинг или сайт (первый вариант – это только одной страницы, что более экономно, от 30 000 рублей, а второй – имеет больше возможностей более эффективный, но дорогой – от 60 000 рублей). Полноценный сайт необходим, если бизнесмен рассчитывает открыть книжный интернет-магазин. Расходы на маркетинг сильно разнятся в зависимости от магазина, на старте эта сумма составляет 50 000 рублей и выше.

Самыми неприбыльными при открытии магазина являются первые три месяца. После этого срока проект начинается окупаться. Скорость будет зависеть от места расположения, конкуренции, известности магазина, наличия системы бонусных баллов, акций, ассортимента и других переменных. При идеальном раскладе чистая прибыль будет составлять от 40 000 до 350 000 рублей, в зависимости от месяцев (спрос на книги сильно повышается, особенно сувенирные, в преддверии нового года).

Если для открытия точки использовалась франшиза книжного магазина, то нужно учитывать необходимость отчисления процентов за пользование именем сети. Плата устанавливается у каждой франшизы индивидуально.

Риски книжного бизнеса
Не стоит забывать, что книжный бизнес, как и любое другое направление имеет определенные риски

Возможные риски

Как и любой бизнес, когда открывается свой книжный магазин, имеются риски. Учитывая конъюнктуру российского рынка, книжный магазин является довольно рискованным проектом. Список рисков с методами по их предотвращению:

  1. Низкий уровень спроса. Такой риск имеет низкую вероятность наступления. Для предотвращения необходимо улучшить схему привлечения клиентов и расширить ассортимент.
  2. Застой продукции на полках. Такой риск имеет среднюю вероятность наступления. Для предотвращения необходимо отказаться от неходовых товаров и заменить их книгами с высокими рейтингами и продажами.
  3. Демпинг. Такой риск имеет среднюю вероятность наступления. Для предотвращения необходимо пересмотреть ценовую политику.
  4. Увеличение платы за аренду. Такой риск имеет низкую вероятность наступления. Для предотвращения необходимо заключать договор аренды на долгий срок.
  5. Падение финансового состояния покупателей. Такой риск имеет низкую вероятность наступления. Для предотвращения необходимо оптимизировать ценовую политику под нынешнюю ситуацию.
  6. Чрезвычайная ситуация. Такой риск имеет низкую вероятность наступления. Для предотвращения необходимо страховать магазин.

Заключение

Правильно составленный бизнес-план является ключом к получению доходного дела. Для основы можно использовать готовый бизнес-план, который необходимо адаптировать под район, где будет располагаться будущий магазин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

семнадцать − 2 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: