Актуальная статья

Технология производства асфальта

Производство асфальта — востребованное направление в бизнесе, способное принести доход в короткие сроки. Асфальт используется для дорожных покрытий в городах и сёлах, а поэтому проблем со сбытом качественного продукта не возникнет. Рассмотрим, какие есть способы организации такого производства, сколько необходимо вложить средств и какой ожидать прибыли.

Сразу отметим, то вещество, которое общепринято называть «асфальт» правильнее называть «асфальтобетон», так как «асфальт» — это вид горной смолы, входящий в состав дорожной смеси. Однако для удобства в данной статье термины используются как равнозначные.

Общие понятия об асфальте

Для обустройства дорожных покрытий в России чаще всего применяют асфальт. Такие дороги считаются наиболее благоустроенными и приспособленными как для автомобилей, так и для пешеходов. Однако общепринятым словом «асфальт» называют очень широкий спектр разнообразных дорожных смесей, разных по качеству, цене и износостойкости. Большое значение имеет также подготовка покрытия и способ укладки асфальта.

В разных соотношениях в состав асфальтобетона входят:

  • минералы (щебень, гравий, песок) — около 90%;
  • вяжущие материалы (как правило, битум) — около 10%.

В зависимости от состава асфальтобетонной смеси выделяют щебёночные, гравийные и песчаные, а в зависимости от технологии изготовления — горячие и холодные. Есть и другие классификации: по размеру минеральных зёрен, по величине остаточной пористости и так далее. Качество асфальта регулируется по ГОСТ 9128.

Асфальтобетонная смесь
Производство асфальта — востребованное направление в бизнесе

Технология производства смеси предполагает перемешивание всех компонентов (песка, щебня, порошка) с использованием битума как связочного материала. Полученная при перемешивании асфальтовая смесь моментально укладывается на дорогу. Хранить такой асфальт нельзя: если после изготовления его не положили, он становится непригоден для дальнейшего использования. Битумные смеси используют только в горячем состоянии. Если они остывают, асфальтобетонную смесь невозможно уложить в соответствии со стандартами качества, она становится хрупкой и рассыпчатой.

Некоторые изготовители добавляют в состав смеси резиновую крошку — это позволяет сделать покрытие более износостойким и гидроустойчивым. Асфальт с резиной в составе реже трескается, лучше переносит морозы и дожди. Однако стоимость смеси с резиной значительно выше, а поэтому в России в широкое употребление асфальт такого рода ещё не вошёл.

К месту строительства асфальт, как правило, доставляют на грузовых автомобилях. В данном случае главное — скорость доставки именно разогретой смеси, так как в холодном виде качество будущего покрытия заметно снижается. Если место ремонта дорожного покрытия находится на значительном расстоянии от места производства, асфальт перевозят в специальных термоконтейнерах, позволяющих сохранять температуру до 1500 градусов.

Типы асфальта

Для решения разных задач и обустройства разных покрытий применяют несколько типов асфальта:

  1. Песчаный — для пешеходных дорожек, парковых зон и тротуаров, то есть территорий с низкой транспортной нагрузкой. Наименее износостойкий тип покрытия, состоящий, как следует из названия, преимущественно из песка. Его изготовление не предполагает добавление гравия и щебня. Различают холодный и нагретый песчаный асфальтобетон. Холодный стоит несколько дороже, так как укладывать его проще, а кроме того, он не требует времени на застывание — по нему можно ходить сразу после окончания работ по укладке.
  2. Мелкозернистый — для автомобильных дорог и трасс, то есть для зон с повышенной транспортной нагрузки. Такая асфальтобетонная смесь включает щебень размером до 20 миллиметров. Как правило, такой тип покрытия укладывают в горячем состоянии, а перед началом эксплуатации требуется время на застывание.
  3. Крупнозернистый — как правило, используется в качестве нижнего слоя дорожного покрытия. Состоит из крупного щебня (до 40 миллиметров). Иногда его заменяют мелкозернистым, уложенным в 2-3 слоя. Необходим на территориях с очень высокой проходимостью транспорта.
Типы асфальта
Для решения разных задач применяют несколько типов асфальта

Как происходит изготовление асфальта

По способу производства классифицируют следующие типы асфальта:

  • холодный;
  • тёплый;
  • горячий.

Как говорилось ранее, замешивание асфальтовой смеси происходит при определённых температурных условиях. Например, при горячем и тёплом смешивании все компоненты — минеральные вещества и битум — используют в разогретом виде. Производство холодного асфальта предполагает использование только одного подогретого ингредиента и добавления полимеров в состав смеси.

Многие интересуются технологией «холодного асфальта» — он проще в производстве и укладке. По сути, необходимо только уложить смесь на поверхность и выровнять её вручную инструментами, автомобилем или плитой. Холодный асфальт служит долго, имеет плотный зерновой состав, а также хорошо выдерживает температурные и транспортные перегрузки. Кроме того, проводить работы с ним можно в любое время года. Тем не менее, специалисты утверждают, что по качественным характеристикам данная технология сильно проигрывает более традиционному изготовлению при высокой температуре.

Какую технику следует приобрести для начала работы

Прежде чем перейти к расчётам необходимых расходов и потенциальной прибыли необходимо дать понятие асфальтобетонному заводу (АБЗ). Так называют комплекс агрегатов и дорожного оборудования, решающий сразу несколько производственных задач:

  • изготовление и перемешивание смесей с битумом;
  • хранение и выдача асфальта;
  • сушка, сортировка и иные операции.

Различают несколько разновидностей асфальтобетонных заводов: стационарные, мобильные и ультрамобильные. Различие очевидно: стационарные более тяжёлые и мощные, а мобильные менее производительны, но более просты в транспортировке. Для сравнения, стационарный завод производит 80 тонн в час, тогда как мобильные от 3 до 80 тонн в час. Разумеется, и цены на них отличаются. Стоимость стационарного завода начинается от 7 миллионов рублей, в то время как мобильную станцию можно купить за 1-2 миллиона рублей.

Стационарный АБЗ
Стационарный АБЗ производит 80 тонн смеси в час

Определиться с выбором станции поможет ответ на вопросы: кто потенциальные покупатели и клиенты этого бизнеса, сколько тонн асфальта нужно производить для хорошего дохода и есть ли смысл вкладывать серьёзные средства в данный вид деятельности. Следует оценить, как много конкурентов работают над производством асфальта в конкретном регионе и в чём будут преимущества нового производителя.

К преимуществам обычно относят высокое качество и скорость производства асфальта, возможность производит и выгружать ровно столько смеси, сколько необходимо в конкретный момент, применение новых технологий и инноваций, выгодную цену.

Помимо АБЗ в различных комплектациях, для начала работы также нужно будет приобрести фронтальный погрузчик: он погружает сырьё в бункер завода. Приобрести такой погрузчик можно за сумму от 1,5 миллионов рублей. Если предприниматель не готов к таким тратам в первые месяцы работы, выходом может стать покупка б/у погрузчика или его аренда.

Если вы планируете перевозить смесь на значительные расстояния, вам понадобится термоконтейнер. Стоимость на него разнится от 100 тысяч рублей до 1 миллиона. Это необязательное оборудование для начала работы, его можно приобрести позже. Также следует помнить о возможности сэкономить и приобрести б/у термоконтейнер.

Соотношение расходов и доходов

Производство асфальта не самый дешёвый вид бизнеса, он требует значительных капитальных вложений. К тому же, окупается он достаточно долго, обычно не менее одного года. Предположим, что на старте бизнеса предприниматель планирует приобрести станцию низкой или средней мощности. Для начала работы понадобится:

  1. Асфальтобетонный завод — 1-2 миллиона рублей.
  2. Сырьё — приблизительно 500 тысяч рублей.
  3. Фронтальный погрузчик — от 2 миллионов рублей, в случае аренды условия индивидуальные (зависят от времени и региона аренды).
  4. Термоконтейнер — от 100 тысяч рублей.
  5. Транспорт и иные расходы — приблизительно 300 тысяч рублей.

В зависимости от выбора оборудования, смета расходов может отличаться на 2 миллиона рублей. Задачей предпринимателя является выбор оптимального стартового оборудования и постепенная его замена в условиях роста прибыли и развития бизнеса. В среднем, для начала производства асфальта предпринимателям обычно достаточно 3 миллионов рублей.

Расчёт прибыли

Прибыль будет зависеть от произведённых тонн и цене на их продажу. В среднем за смену можно производить 50 тонн. Если в месяц отработать 30 смен и произвести 1500 тонн смеси, при цене 2500 рублей за тонну, то за месяц можно выручить 3 750 000 рублей. Из этой суммы необходимо оплатить зарплаты рабочим, долги по кредитным обязательствам (если бизнесмен брал кредит), аренду техники и закупить новое сырьё.

Одним из способов экономии на сырье является рециклинг — повторное использование старого снятого покрытия. При применении данной технологии слой старого асфальта снимают, разогревают в печи без прямого контакта с огнём, добавляют новый битум и при необходимости другие вещества. Такое покрытие не уступает по качеству новому асфальту.

Укладка асфальта
Производство асфальта требует значительных капитальных вложений

Какие существуют каналы сбыта

Прежде чем приступить к закупке оборудования и производству асфальта, необходимо определиться, кому конкретно предприниматель будет продавать свой продукт. Следует помнить, что некоторые смеси (битумные) используют только в горячем виде, сразу после изготовления, их нельзя хранить и заготавливать впрок. Их можно транспортировать только в специальных условиях, при сохранении высокой температуры.

Главными покупателями асфальтобетона являются учреждения и организации, связанные с благоустройством дорог и городских территорий. В основном это:

  1. Государственные и муниципальные учреждения, ответственные за состояние муниципальных, региональных и федеральных трасс. С исполнителями контрактов они взаимодействуют в рамках системы государственных закупок, строго в соответствии с законом, что налагает на предпринимателя множество условий и ограничений.
  2. Компании и фирмы по ремонту дорог, чаще всего выступают исполнителями государственных контрактов и ищут подрядчиков для разных видов работ.
  3. Частные заказчики, заинтересованные в благоустройстве собственных территорий, предприятий и так далее.

Для более значительного получения прибыли предпринимателю необходимо сотрудничать с разными организациями и зарабатывать хорошую репутацию. Производители асфальта на постоянной основе сотрудничают с компаниями, специализирующимися на благоустройстве и дорожных работах.

Укладчикам дорог зачастую нужен подрядчик, производящий качественные асфальтовые смеси. В то же время, некоторые бизнесмены, начав с производства асфальта на небольших мобильных заводов, расширяются и через несколько лет осуществляют все этапы дорожного строительства, от снятия старого покрытия и производства нового до его укладки, самостоятельно.

Заключение

Данный бизнес имеет перспективы к росту и расширению, а рынок ещё не перенасыщен такими фирмами. Тем более, российская специфика (климат и так далее) способствует тому, что срок эксплуатации каждой дороги сократился с 15 до 5 лет. Это неприятное обстоятельство производители асфальта научились использовать в своих интересах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте далее:
Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

шестнадцать − три =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: