Консультация юриста по телефону
8(800) 555-67-55 доб. 392

Оборудование для производства колбасы

По данным исследования социологической компании GfK за первую половину 2018 года, 26% мясной продукции россияне покупают в виде сосисок, колбас и мясных деликатесов. Поэтому идея открыть собственный колбасный цех перспективна и обещает предпринимателю стабильную работу с продуктом питания повседневного спроса. Рассказываем, как зарабатывают на колбасном производстве и легко ли открыть такой бизнес с нуля.

Сколько можно заработать на колбасе

Чуть меньше трети всего мяса, которое покупают россияне, представлено сосисками и колбасными изделиями. Этот рынок отличается высокой конкуренцией, где за покупателей борются фермеры, местные предприятия и производители федерального уровня. Открыть цех колбасы с нуля довольно трудно — требуется дорогое оборудование, отлаженная система поставок сырья и сбыта продукции, разрешения контролирующих органов.

Среди минусов такого бизнеса отметим и падающий спрос на колбасные изделия. За период 2017-первой половины 2018 (более свежих статистических данных пока нет) спрос на них снизился на 3%. Причин две: общее падение доходов, которое заставляет людей экономить на продуктах, а также недоверие к производителям. За последние годы появились много разоблачительных репортажей о реальном составе колбасы, условиях её производства и других неприятных сторонах мясного бизнеса. Но даже в таких условиях каждое домохозяйство тратит на сосиски и колбасы в среднем 1860 рублей каждый месяц.

Однако эти трудности компенсируются высокой торговой наценкой, которая помогает окупать стартовые вложения в течение 1 года и быстро выходить на уровень чистой прибыли.

Колбасный цех
Открытие колбасного цеха означает работу с товаром повседневного спроса, интерес к которому не зависит от сезона

Определение стоимости

Себестоимость колбасы определяется как совокупность затрат:

  • на сырьё;
  • на оплату труда персонала;
  • на оплату коммунальных услуг;
  • на упаковку изделий;
  • на амортизацию оборудования;
  • на оплату аренды помещения;
  • на доставку до торговых точек.

Конкретную сумму назвать невозможно: она зависит от слишком большого количества факторов. Стоимость производства отличается и у разных видов колбасы. Но даже один и тот же сорт у разных предприятий будет стоить по-разному: они используют разную рецептуру, закупают мясо и другие ингредиенты у разных поставщиков по различным ценам.

Чем натуральнее колбаса, тем выше её себестоимость, а следовательно и рыночная цена.

Дешёвые изделия содержат много соевого белка и муки, а вместо качественного филейного мяса в них добавляют субстанцию из перемолотых костей и кожи с остатками мышц и жил. Рецептуры большинства производителей засекречены, охраняются коммерческой тайной.

По распространённому предположению, торговая наценка на колбасу не опускается ниже 100%. То есть, затратив на производство изделий 500 тысяч рублей, предприятие выручит за них миллион. Это делает колбасный бизнес выгодным и быстроокупаемым.

Рентабельность

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение операционной прибыли от продукции к её себестоимости. Вычисляется за конкретный период времени: месяц, квартал, год. Для производственной сферы, к которым относится колбасное предприятие, нормативным является значение выше 20%.

Предположим, себестоимость продукции составила 380 тысяч рублей, а выручка от её реализации — 978 тысяч рублей. Операционная прибыль составила 598 тысяч рублей. Считаем рентабельность:

(598 000 / 380 000) х 100% = 157%.

Отличный результат, показатели рентабельности превышают 100%. Не менее важно отслеживать рентабельность в динамике: растёт она, снижается или остаётся стабильной. Наиболее простым путём повышения рентабельности является сокращение издержек и уменьшение себестоимости.

Производство колбасы и колбасных изделий
Каждый производитель использует собственную рецептуру изделий, которая охраняется коммерческой тайной

Необходимое оборудование и сырье

Предположим, производитель хочет укомплектовать колбасный мини-цех. Какое оборудование для колбасного цеха ему потребуется:

  1. Морозильные камеры для мяса и другого сырья.
  2. Обвалочные столы.
  3. Промышленные мясорубки.
  4. Фаршемешалка (устройство для перемешивания фарша и других ингредиентов).
  5. Колбасный куттер.
  6. Промышленные шприцы.
  7. Термическая камера.
  8. Морозильные камеры для готовой продукции.
  9. Коптильная установка.
  10. Тара для фарша и других продуктов.
  11. Устройства для укладки и навешивания батонов.

Некоторые производители оборудования предлагают готовые линии: модульный колбасный цех станет оптимальным решением для начинающего производителя. Приобретая технику «под ключ» предприниматель может быть уверен, что получает в распоряжение всё необходимое для производства. Купить оборудование и станки можно в пределах 2 миллионов рублей.

Что касается сырья, то его полный перечень зависит от выбранных технологий и рецептур. В стандартный список входят:

  • говядина и свинина разных сортов;
  • мясо куриц и других птиц, разные сорта;
  • растительный белок — соя;
  • стабилизаторы;
  • красители;
  • молоко и сливки;
  • яйца;
  • специи.

Некоторые предприятия колбасных изделий объединяют производство с животноводством, то есть производят колбасу из собственного сырья. В перспективе это помогает им повышать рентабельность продукции, но на первых этапах обходится значительно дороже. Чтобы организовать свиноводческое хозяйство, потребуется дополнительно 3-4 миллиона рублей, а также специальные разрешения санитарно-эпидемиологической службы.

Поставщиками сырья выступают местные фермерские хозяйства и предприятия пищевой промышленности. С ними заключают договоры поставки, которые гарантируют своевременную поставку всего необходимо в срок. Это помогает управлять производственным процессом, планировать работу и рассчитывать потенциальную прибыль.

Требования к персоналу

Колбасное производство потребует привлечения большого штата специалистов:

  • технолог пищевой промышленности (высшее профессиональное образование);
  • рабочий персонал (обслуживают оборудование, обеспечивают производство);
  • грузчики;
  • мясники;
  • управляющий;
  • менеджеры по закупкам и сбыту;
  • водитель, курьер;
  • бухгалтер;
  • делопроизводитель;
  • помощник руководителя (или заместитель).

Все сотрудники, имеющие доступ к производству, проходят медосмотр и предоставляют работодателям медицинские книжки. Рабочим и мясникам не требуется специальное образование — только умение работать с мясом и контролировать оборудование. А вот технолог и управляющий должны быть специалистами, желательно с опытом работы. Большое предприятие не может обойтись без бухгалтера и делопроизводителя. Менеджеры по поставкам и сбыту обеспечат предприятие сырьём и заказчиками.

Предприятие по производству колбасы
Торговая наценка на колбасу составляет минимум 100%

Регистрация бизнеса

Колбасное предприятие должно быть не только официально зарегистрировано, но и получить необходимые разрешения до начала работы. Контролирующие органы проверят, в хорошем ли состоянии оборудование, соблюдены ли санитарные нормы. Однако прежде чем приглашать инспекторов, нужно зарегистрироваться в налоговой службе.

Такой бизнес можно вести как в формате ИП, так и в форме юридического лица. Решение остаётся за предпринимателем. Если он планирует небольшое производство 2-3 видов колбасных изделий в маленьком цеху и не хочет расширяться в ближайшие 2-3 года, оптимальным вариантом будет ИП. Такая организационно-правовая форма предполагает меньше отчётности.

Если в уставный капитал предприятия планируют вложиться несколько человек, лучше выбрать ООО. Такая форма благоприятна для средних и больших производств, допускает расширение. Если для запуска предприятия планируется привлечь банковский кредит, тоже следует выбирать ООО — банки больше доверяют юридическим лицам.

Необходимые документы

Бизнес-план колбасного предприятия должен предусматривать время и средства на оформление разрешений:

  • разрешение санитарно-эпидемиологической службы;
  • положительное заключение пожарной инспекции;
  • ветеринарный сертификат на сырьё (мясо и другие продукты животного происхождения);
  • сертификат соответствия ХАССП, оформляется на каждый сорт изделий.

Выбор ОКВЭД

При регистрации бизнеса предприниматель должен указать код экономической деятельности. Для колбасного предприятия это 10.13.2 «Производство колбасных изделий».

Нужно ли получать разрешение

Предприятие производства колбасных изделий обязательно должно оформить все разрешения, названные в предыдущем разделе — без них его работа будет незаконной, а должностным лицам грозит штраф. Продукцию изымут, а работу предприятия остановят. Бизнес понесёт убытки.

Обратите внимание, что ветеринарные сертификаты на сырьё предоставляют поставщики. Если предприятие закупает сырье у фермеров, оно должно запрашивать этот документ у них.

Все разрешения оформляются до начала полноценной работы, до реализации продуктов и поступление их в продажу.

Работники колбасного цеха
Для бесперебойной работы предприятия необходимо нанять большой штат сотрудников

Технологии производства

Разные сорта колбас готовятся по разным рецептурам, большая часть из которых засекречена производителями. Поэтому предприятию необходим технолог пищевой промышленности, который разработает и внедрит рецепты.

Упрощённо процесс промышленного приготовления варёных колбас состоит из следующих стадий:

  1. Туши обваливают и проводят жиловку — отделяют мелкие кости, хрящи, плёнки и загрязнения.
  2. Первичное измельчение и посол. Для приготовления колбас используется охлаждённое мясо, реже — замороженное. Посол требуется, чтобы повысить водосвязывающую способность мяса.
  3. Вторичное измельчение и приготовление фарша с добавлением льда.
  4. В фарш добавляют прочие ингредиенты будущей колбасы и специи.
  5. Шприцевание в оболочку.
  6. Вязка батонов.
  7. Осадка. Из батонов удаляется лишний воздух, мясо «созревает».
  8. Обжарка. Колбаса подсушивается, уплотняется и стерилизуется.
  9. Варка при температуре 75-80 градусов, от 10 минут до 3 часов. Большинство микробов погибает, а продует становится готов к употреблению.
  10. Охлаждение.

Способы реализации товара

Начинающий производитель колбасных изделий конкурирует с фермерами, местными предприятиями и гигантами мясной промышленности федерального уровня. В таких условиях привлечь внимание покупателей трудно, поэтому планирование сбыта стоит начать одновременно с покупкой и установкой оборудования.

Среди перспективных вариантов сбыта стоит назвать:

  • местные торговые сети;
  • заведения общественного питания;
  • ритейлеры и оптовые покупатели;
  • продажа мелким оптом через интернет;
  • продажа в розницу (собственные магазины или павильоны).

Наиболее перспективным в условиях высокой конкуренции представляется комплексное использование сразу нескольких вариантов сбыта.

Заключение

Организация колбасного предприятия с нуля является довольно сложной задачей. Она предполагает закупку оборудования на несколько миллионов рублей, оформление государственных разрешений, создание рецептуры для разных сортов колбас, поиск квалифицированных сотрудников и надёжных поставщиком. Всё это происходит в условиях высочайшей конкуренции. Однако усилия производителей вознаграждаются стабильным, не зависимым от сезона спросом покупателей и торговой наценкой не меньше 100%.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

три + 11 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: