Консультация юриста по телефону
8(800) 555-67-55 доб. 392

Как открыть кулинарию

Бизнес в сфере общественного питания и продажи продуктов представляется одним из наиболее прибыльных. Особенной популярностью у покупателей пользуются готовые блюда и полуфабрикаты, потому что они помогают экономить время в будние дни. Поэтому идея открыть магазин кулинарии весьма перспективен для малого бизнеса. Рассказываем, что такое кулинария, как выбрать помещение для неё, какое потребуется оборудование и как привлекать покупателей.

Открытие кулинарии

Магазином-кулинарией или просто кулинарией называется магазин или отдел, торгующий готовыми изделиями и полуфабрикатами собственного производства. Чаще всего это хлеб, пироги, пирожные, котлеты, салаты, гарниры, мясные блюда. Отдел с готовой продукцией есть почти в каждом супермаркете.

Готовые салаты и прочие блюда востребованы у покупателей, потому что позволяют экономить время на приготовлении обедов и ужинов, а также дают возможность включить в рацион сложные в приготовлении блюда. Например, на приготовление домашних котлет в среднем пришлось бы затратить 2 часа, а на жарку или подогрев готовых — около 20 минут.

Популярность готовой еды делает бизнес на её продаже перспективным и потенциально прибыльным начинанием. Однако, чтобы начать зарабатывать в этой отрасли, придётся решить организационные вопросы: сфера питания строго контролируется государством.

Основная трудность заключается даже не в сложности организации и необходимости оформить десятки разрешений, а в конкурентной борьбе. Начинающему предприятию всегда придётся соперничать с такими же мелкими производителями, крупными сетевыми магазинами, кафе и службами доставки еды.

Рассказываем, с чего начать создание магазина-кулинарии и какие этапы придётся пройти, чтобы открыть законный прибыльный бизнес.

Магазин кулинарии
В магазине кулинарии предлагают готовую продукцию собственного производства

Где выбрать помещение

Пошаговая инструкция открытия кулинарии начнётся с поиска подходящего места для заведения. Правильный выбор помещения напрямую влияет на успех. Удачное расположение поможет привлекать больше покупателей, то есть зарабатывать максимальную прибыль, а также не иметь проблем с контролирующими органами. Хорошим вариантом будет торговый центр, офисный центр, оживлённое место с высокой проходимостью в центральной части города или жилом районе.

Требования к помещению магазина-кулинарии представлены в ГОСТе Р 50762-2007.

Требования делятся на 2 группы: общие и специальные. Общие действуют для всех предприятий общественного питания, специальные — только для кулинарии.

Общие требования к помещению:

  • обеспечивается безопасность жизни и здоровья потребителей;
  • соблюдаются все действующие правила торговли и обращения продукции общественного питания;
  • удобные подъездные пути;
  • ко входу открыт доступ пешеходам;
  • на входе есть пандус для детских и инвалидных колясок;
  • установлены справочно-информационные указатели;
  • помещение соответствует строительным правилам и нормам, включая требования к уровню шума и вибрации (не выше 70 дБА);
  • есть аварийные выходы и информационные указатели к ним;
  • искусственное и естественное освещение;
  • горячее и холодное водоснабжение;
  • канализация;
  • отопление;
  • вентиляционная система;
  • телефонная связь.

Специальные требования к магазину-кулинарии скромные: ГОСТ требует от них только установить вывеску и оборудовать зал для покупателей. Это весьма скромный список по сравнению, например, с кофейней. Там должен быть туалет с раковиной для мытья рук, современный интерьер с элементами декора, столы с полиэфирным покрытием и барная стойка.

Необходимое оборудование

Перечень необходимого оборудования зависит от ассортимента, который будет предлагать кулинария. Оно делится на 2 большие группы: оборудование для приготовления блюд и хранения продуктов, а также торговое оборудование.

Оборудование для приготовления блюд:

  • столы из нержавеющей стали;
  • холодильники или холодильные камеры;
  • газовые или электрические плиты;
  • тестомесильные машины;
  • мясорубки;
  • печи;
  • гриль;
  • кухонный комбайн;
  • кофеварка;
  • термопот для воды;
  • посуда для приготовления и хранения продуктов;
  • кухонный инвентарь — ножи, доски, лопатки.

Список оборудования для кухни определяется меню магазина. Например, если кулинария будет торговать только хлебом и пирогами, мясорубка и сковородки ей не потребуются. Напротив, если в планах продажа котлет и других мясных изделий, без них не обойтись. Поэтому сначала формируется список блюд, затем — оборудование для его приготовления.

Интерьер магазин кулинарии
Требования к магазинам кулинарии прописана в ГОСТе

Торговое оборудование:

  • витрины;
  • стол для упаковки продукции;
  • холодильник;
  • онлайн-касса;
  • весы;
  • аппарат для упаковки в плёнку.

Если в магазине-кулинарии предусматриваются посадочные места, где посетители могут перекусить, потребуются столы и стулья.

В кулинарии чаще всего используется одноразовая посуда — пластиковые и картонные стаканы и контейнеры. Их покупка войдёт в ежемесячные траты магазины, однако окупается, потому что стоимость включается в цену продукции для потребителя или пробивается в чеке отдельно.

Подбор персонала

Как открыть кулинарию? Работу такого заведения трудно представить без надёжных специалистов. Штат сотрудников зависит от масштабов торговли. Основу коллектива составят кухонные работники, повара и пекари, которые будут заниматься приготовлением еды. Полный список будет выглядеть так:

  • технолог по приготовлению пищи (организация меню, выбор блюд, подготовка технологических карт);
  • повара (приготовление блюд);
  • кондитеры и пекари (приготовление выпечки, пирожных, тортов);
  • подсобный рабочий (мытье посуды, уборка помещений, чистка овощей, побочные задания);
  • продавец-кассир (обслуживание покупателей);
  • специалист по поставкам;
  • кадровик;
  • бухгалтер.

Поставками, кадровой работой и бухгалтерией в небольших магазинах занимается сам руководитель. Бухгалтерию можно передать на аутсорсинг, это сэкономит деньги в фонде оплаты труда. Если начнётся расширение бизнеса, например, открытие второй торговой точки, рекомендуется нанять менеджера по поставкам, кадровика и бухгалтера в штат.

Сотрудники магазина-кулинарии должны ежегодно проходить медицинские осмотры. Они оформляют медицинские книжки, где фиксируются все ключевые показатели здоровья. Медицинские книжки хранятся у работодателя.

Найти сотрудников для индустрии общественного питания не проблема. Разместите объявления на сайтах для поиска работы и обратитесь в местный центр занятости.

Документы для регистрации

Открыть кулинарию с нуля трудно из-за большого количества разрешительных документов. Такой бизнес допускается вести как ИП, так и юридическим лицам — поэтому выбирайте наиболее удобный для себя вариант. Свидетельство о регистрации в ФНС станет первым, но не единственным документом для законной работы кулинарии.

Список необходимых документов:

  • договор аренды или свидетельство о правах собственности на помещение;
  • гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса (для юридических лиц-арендаторов);
  • внутренние приказы о назначении сотрудников на руководящие должности, режиме и графике работы;
  • положительное заключение СЭС;
  • положительное заключение МЧС (о соблюдении норм пожарной безопасности);
  • аттестат рабочих мест;
  • технологические карты и сертификаты на продукцию;
  • договор на вывоз и утилизацию отходов;
  • договор с прачечной на стирку форменной одежды;
  • договор на услуги дезинфекции и дератизации;
  • документы для «уголка потребителя»;
  • трудовые договоры с сотрудниками;
  • медицинские книжки сотрудников;
  • журнал учёта дезинфицирующих средств и сопутствующая документация.

Разрешения СЭС и МЧС можно получить только после полной подготовки помещения к обслуживанию посетителей. Сначала предприниматель вкладывает деньги в ремонт, оформление, установку оборудования, затем проходит проверки и только потом начинает зарабатывать.

Меню магазина кулинарии
Чем шире выбор в кулинарии, тем больше покупателей она привлекает

Подбор меню

Чтобы открыть кулинарию с производством и успешно зарабатывать на продаже готовой еды и полуфабрикатов, придётся создать привлекательное меню. Кулинария может предлагать определённый вид продукции, например, только хлебобулочные изделия или мясные полуфабрикаты. Однако более перспективным представляется комбинированное меню. Разнообразный выбор привлечёт больше покупателей.

Пример меню кулинарии:

  • готовые салаты («Оливье», «Цезарь», «Греческий», «Столичный», «Винегрет», «Сельдь под шубой», «Морковь по-корейски» и другие популярные);
  • комплексные блюда с гарниром;
  • сендвичи, роллы, шаурма, бургеры;
  • блины с начинками;
  • сырники;
  • паста и лапша;
  • мясные и овощные котлеты;
  • хлебобулочные изделия — пироги, пирожные, слойки, сдобы, пиццы;
  • горячие напитки — чай, кофе;
  • прохладительные напитки.

Как правило, в меню магазина-кулинарии нет алкоголя. Его меню предназначено для питания в будний день, не подходит для выходных и праздников. Исключение — торты и блины на заказ. К тому же, для торговли алкоголем потребовалась лицензия, что означает дополнительные 65 тысяч расходов.

Основой для разработки собственного меню можно сделать интернет-магазин «Все для кулинарии» и аналогичные организации: там есть идеи блюд, продуктов, рецептов.

Бизнес план кулинарии

Чтобы составить бизнес план кулинарии с расчетами, требуется знать много параметров. В каждой ситуации они разные: отличается стоимость аренды, меню, налоговый режим. Ниже представлены примерные расчёты, которые помогут сориентироваться, на что именно будет расходоваться стартовый капитал предпринимателя.

Расходы на открытие:

  • аренда помещения — от 30 тысяч в месяц (может потребоваться оплатить несколько месяцев вперёд);
  • ремонт помещение, доведение его до стандартов СЭС — от 30 тысяч рублей;
  • оборудование для кухни и торгового зала — 500 тысяч рублей;
  • оформление разрешений, официальная регистрация — 10-12 тысяч рублей;
  • оплата медицинских осмотров для сотрудников — от 20 тысяч рублей на весь коллектив;
  • фонд оплаты труда — от 150 тысяч рублей;
  • оплата поставок продуктов по договорам — от 100 тысяч рублей;
  • форменная одежда для сотрудников — от 20 тысяч рублей;
  • организационные и прочие сопутствующие расходы — от 20 тысяч рублей.

Таким образом, основная часть затрат придётся на оборудование и продукты. Экономить на них не стоит: они напрямую влияют на качество продукции. Репутация заведения испортится в первую же неделю, если гостям предложат несвежие, некачественные или плохо приготовленные блюда. Сберечь немного средств можно на торговом оборудовании: через интернет легко купить бывшие в употреблении, но хорошо сохранившиеся витрины, столы, холодильники.

Не спешите покупать онлайн-кассу — она стоит около 50 тысяч рублей. Некоторые банки и компании предлагают аренду таких устройств за 2-3 тысячи рублей. Это выгодно в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Оставшиеся 48 тысяч можно израсходовать на оборудование или продукты.

Хлебобулочные изделия в магазине кулинарии
Кулинария может предлагать только определённую продукцию: хлебную, десертную, мясную

Окупаемость бизнеса

Главный вопрос предпринимателя, начинающего новое дело — когда вернутся стартовые вложения и произойдёт выход на уровень чистой прибыли. Однако однозначный ответ дать невозможно, как и в случае с расчётом стартовых вложений. Невозможно заранее определить, сразу ли заведение станет популярным, получится ли разработать привлекательное меню с первого раза и установить оптимальные цены. Поэтому сроки окупаемости будут не более чем прогнозами. Разберём пример.

Предприниматель затратил на открытие кулинарии 800 тысяч рублей. На закупку продуктов и сопутствующие расходы ежемесячно уходит 400 тысяч рублей, на фонд оплаты труда (зарплаты, налоги и страховые взносы) — 300 тысяч. Чтобы оставаться «на нуле» и не уйти в минус, нужно зарабатывать хотя бы 730 тысяч рублей. Допустим, средний чек в кулинарии — 500 рублей. Это 1460 покупателей за месяц или около 50 в день. Значения реальные даже для небольшого города.

Однако в работе «в ноль» нет никакого смысла для предпринимателя — нужен доход. Как изменится доход, если кулинария будет принимать 60 гостей в день с аналогичным средним чеком? 60 х 30 х 500 = 900 000. Расходы на продукты в таком случае тоже вырастут, но предприниматель уже сможет рассчитывать на 50-60 тысяч рублей чистого дохода для себя.

В каждом отдельном случае цифры — расходы, средние чеки, доходы, будут существенно отличаться.

Способы рекламы

Следует ли магазину-кулинарии вкладывать средства в рекламу? С одной стороны реклама положительно сказывается на любой бизнесе, помогает повысить известность и продвинуть продукцию. С другой стороны, в сфере общественного питания реклама не имеет такого решающего воздействия. Посетители кулинарии чаще руководствуются другими принципами: удобство расположения, широкий выбор, качество продуктов. Поэтому важнее поработать над этими параметрами и только потом вкладывать в рекламу.

Однако ни одному заведению не помешают социальные сети. Они позволяют бесплатно ежедневно рассказывать о заведении, продукции, новостях. Есть несколько способов продвигать аккаунты в Instagram и Facebook совершенно бесплатно. Таким образом получится привлечь больше клиентов и быстрее выйти на уровень чистой прибыли.

Заключение

В магазине-кулинарии продают полуфабрикаты и готовую еду, которые готовят на месте: салаты, пироги, закуски, десерты, котлеты, гарниры. Некоторые магазины такого типа предусматривают посадочные места для посетителей и работают как кафе. Кулинарии требуются разрешения СЭС и МЧС, внушительный список внутренней документации и технологические карты на продукцию. Список стартовых затрат включает аренду, оборудование для приготовления продуктов и их продажи, оформление разрешений и оплату медицинских осмотров для сотрудников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

5 + 19 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: