Актуальная статья

Открытие обособленного подразделения

Для расширения деятельности компаний и организаций зачастую требуется регистрация обособленного подразделения — обычного ОП, представительства или филиала. Такие формы работы помогают юридическим лицам успешнее работать на рынке и развиваться в новых регионах. Рассмотрим комплект документации для их регистрации, перечень контролирующих организаций, в которые нужно подготовить обращения и некоторые особенности бухгалтерии.

Виды обособленных подразделений

Российский закон предусматривает три разновидности обособленных подразделений (ОП): филиал, представительство и иное подразделение. Чем они схожи и чем различаются? Во-первых, все разновидности не регистрируются в качестве самостоятельных юридических лиц, но указываются в ЕГРЮЛ как структурные единицы основного юридического лица. Во-вторых, они располагаются отдалённо от основной организации, в том числе в других регионах, но при этом работают именно на её развитие. В-третьих, ведут одинаковую бухгалтерскую отчётность и не разделяются в налоговых правоотношениях (налоги уплачивает головная компания).

Что касается различий, то среди них нужно назвать:

  1. Различный объём полномочий и функций. Представительство не ведёт самостоятельную предпринимательскую деятельность, оно финансируется основной организацией. Филиал вправе зарабатывать самостоятельно и использовать средства в интересах компании.
  2. Филиал открывает собственный банковский счёт, ведёт финансовый и имущественный баланс.
  3. Главная задача представительства — защита интересов компании и расширение сферы её влияния. Представительства ведут переговоры, заключают контракты и занимаются другой делопроизводственной, дипломатической, маркетинговой работой.
  4. Филиал может частично или полностью дублировать основную деятельность компании, работать над увеличением прибыли засчёт охвата новых рынков (регионов, территорий).

Иные или обычные обособленные структурные подразделения — это учреждения, дублирующие деятельность главного юридического лица, но не имеющие представительских функций. Не занимаются бухгалтерией и не имеет собственного баланса и банковского счёта. Ограничены в возможностях заниматься коммерческой деятельностью, по сути являются исполнительской структурой юридического лица.

Регистрация обособленного подразделения.
Открытие обособленного подразделения необходимо для расширения влияния компании на рынке

Регистрация ОП

Открытие обособленного подразделения ООО целесообразно, когда компания решает расширяться, выходить на новые рынки. Создание нового офиса, торгового помещения, склада, где постоянно будут находиться сотрудники, оформленные по трудовым договорам — все эти ситуации требуют государственной регистрации в особом порядке. Рассмотрим поэтапно, что именно нужно делать, чтобы зарегистрировать ОП, в какие контролирующие органы потребуется обратиться и какие штрафы ожидают тех, кто нарушит порядок.

Пакет документов

Рассмотрим, с чего начинается и как открыть обособленное подразделение, не нарушив требования законодательства. Этот процесс сопровождается довольно внушительной делопроизводственной работой, по итогам каковой организация оформит комплект документов. Они потребуются для регистрации нового ОП в контролирующих органах и законной работы:

  • приказ или распоряжение руководителя о создании обособленного подразделения (любого вида);
  • договор аренды или свидетельство собственности на помещение, где разместится ОП;
  • трудовые контракты с сотрудниками;
  • документы об открытии отдельного расчётного счёта в банке (при необходимости);
  • заявление формата С-09-3-1 (подробнее в следующем разделе).

Оформление заявления

В первую очередь после проведения всей внутренней работы (поиска помещений, заключения трудовых договоров с сотрудниками и издания приказов), нужно написать заявление в местное управление федеральной налоговой службы, где сообщить об открытии дополнительного представительства. Каким образом это нужно сделать?

Постановка на налоговый учет

Юридическое лицо должно уведомлять управление федеральной налоговой инспекции о каждом новом ОП по месту расположения в течение первого месяца со дня начала работы. Исключением являются филиалы и представительства — уведомлять ФНС об их открытии необязательно. Как зарегистрировать новую организацию в налоговой службе? Извещение ФНС является строго регламентированной процедурой: необходимо отправить заполненную форму № С-09-3-1 (скачать можно на официальном сайте службы).

Она представляет собой простой бланк на двух страницах. В первой части указываются данные об основной организации (наименование, ОГРН) и количестве созданных ОП. Во второй — наименование, адрес, дата создания. Форма заполняется от руки печатными буквами. При печати проследите за штрих-кодом в верхней левой части листов — они должны целиком уместиться на бланке.

Процедура займёт пять дней. Когда в границах одного и того же муниципального образования открывается сразу несколько дополнительных подразделений, не запрещается заполнить одну форму на всех. В связи с тем, что у этого вида, в отличие от филиала, нет своего счёта и баланса, налоговую службу они не слишком интересуют.

К бланку необходимо приложить какие-либо свидетельства, подтверждающие создание дополнительно подразделения. На выбор главной организации это могут быть:

  • копия внутреннего приказа или распоряжения;
  • учредительные документы (если в них указаны сведения о филиале или представительстве).
Схема обособленных подразделений
О создании обособленного подразделения необходимо сообщить в ФСС, ФОМС и ФНС

Регистрация в Соцстрахе

При открытии нового ОП российские компании обязаны не только своевременно уведомлять ФСС, но и предоставлять им внушительный комплект нотариально удостоверенных бумаг, включающий оригинал заявления о регистрации и копии:

  • свидетельства постановке на учёт в ФНС;
  • свидетельства о государственной регистрации или выписка из ЕГРЮЛ, где подразделение отмечено в качестве структурной единицы другого ООО;
  • извещения о регистрации в качестве страхователя;
  • информационного письма из Росстата;
  • приказа о создании ОП;
  • свидетельства отдельного баланса и расчётного счёта (в случае необходимости).

Передача сведений в Пенсионный Фонд

В настоящее время организации не обязаны передавать сведения о новых дополнительных подразделениях в ПФР (в отличие от передачи пакета документов в ФНС, ФСС и ФОМС) — за них это делает сама налоговая служба, получившая уведомление по форме.

Регистрация в ФОМС РФ

В Федеральном фонде обязательного медицинского страхования регистрируются только те ОП и подразделения, которые ведут свой бухгалтерский баланс и открыли собственный расчётный счёт. Срок подачи уведомления, как и в случае с ФНС, составляет 1 месяц с момента открытия.

Постановка на учёт происходит на основании заявления и заверенных у нотариуса копий:

  • учредительных документов, подтверждающих создание филиала или подразделения;
  • свидетельств своевременного исполнения юридическим лицом всех обязательных платежей в ФОМС;
  • свидетельства о регистрации ООО страхователем в регионе места нахождения.
Открытие обособленного подразделения.
Извещение ФНС является строго регламентированной процедурой: необходимо отправить заполненную форму № С-09-3-1

Ответственность за нарушения в регистрации

Несоблюдение сроков или правил регистрации неизбежно станет причиной штрафных санкций. Так, за просроченное обращение в ФНС придётся заплатить 10 000 рублей. За работу без учёта подразделение заплатит 10% от незаконно вырученных за всё время доходов, но не менее 40 000 рублей. При опоздании с заявлением в фонд социального страхования — 5 000 рублей (10 000 — если просрочка составляет более 3 месяцев).

Особенности бухгалтерии в ОП

Бухгалтерия дополнительных подразделений ведётся схожим порядком. Простое ОП не ведёт бухгалтерский учёт самостоятельно, за него это делает основное юридическое лицо. Также у него нет собственного баланса и права открывать отдельный банковский счёт. Они передают все необходимые сведения в основную организацию. Права представительств и филиалов в данном отношении шире. Эти организации вправе вести отдельный бухучёт: в ОП готовятся первичные бухгалтерские документы и сводки, которая организация передаёт основному юридическому лицу. Любое ОП не может быть самостоятельным налогоплательщиком, но исполняет бюджетные обязательства по местонахождению, если головная организация поручит им это.

Налог на прибыль рассчитывается на всю организацию в целом (включая все представительства) и уплачивается основным юридическим лицом, без привязки к долям подразделений.

Обособленные подразделения на карте.
Юридические лица могут открывать несколько обособленных подразделений в разных регионах, главное — вовремя их зарегистрировать

Как закрыть обособленное подразделение

Как поступить, если ООО решает не открыть новое подразделение, а наоборот — закрыть его? В первую очередь компания увольняет или переводит сотрудников на новые рабочие места с соблюдением всех требований трудового законодательства. Далее необходимо издать приказ о ликвидации ОП и в течение 3 дней сообщить об этом в ФНС.

Информирование налоговиков о закрытии также происходит по особой форме С-09-3-2 — бланк на 2 листах, где содержится информация о ликвидируемом подразделении. Вместе с формой необходимо предоставить:

  • обновленную версию устава (если в нём упоминались ОП);
  • форма Р13001 или Р14001 (в зависимости от изменений устава);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей;
  • решение участников о прекращении деятельности представительства.

Затем нужно закрыть банковский расчётный счёт (если он был), сдать налоговую декларацию и отчёты по сотрудникам. ОП считается закрытым только после того, как налоговая выдаст юридическому лицу соответствующее уведомление.

Заключение

Мы рассмотрели, как создать обособленное подразделение: пакет документов, порядок заполнения заявлений и перечень контролирующих организаций. Порядок государственной регистрации ОП не сложен, а за его нарушение юридическому лицу грозят штрафы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте далее:
Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

1 × три =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: