Формула себестоимости реализованной продукции
Рассказываем, как рассчитать себестоимость реализованной продукции: что нужно знать и какие формулы использовать. Себестоимость товара определяется как совокупность всех затрат на его изготовление. Однако в большинстве случае необходимо посчитать не просто сумму расходов на продукцию, а затраты на проданную партию. Есть очень удобная методика расчёта, тонкостями и примером которой мы поделимся ниже.
Содержание:
Что такое себестоимость реализованной продукции
В широком смысле слова «себестоимость» понимается как совокупность затрат на производство продукции или оказание услуги. В теории посчитать её несложно, однако на практике есть нюансы. На практике предпринимателю почти никогда не требуется посчитать абстрактный показатель. Чаще всего ему требуется знать показатели собственных затрат на реализованную продукцию — товаров, проданных за ограниченный промежуток времени.
Отличие такого показателя в том, что он отображает сумму затрат производителя на продукцию, которая уже продана покупателям или поставлена заказчикам. Знание таки данных помогает оценить рентабельность производства и посчитать прибыль. Разница между обшей себестоимостью и себестоимостью проданных товаров возникает от того, что производитель не может продать 100% запасов, у него остаются нереализованные излишки. Чтобы посчитать доходы в отчётном периоде, необходимо знать себестоимость проданной, а не всей произведённой продукции.
Затраты на изготовление «реализованной» продукции уже вернулись к производителю как оплата на поставленные товары и услуги.
Строка в балансе:
- счет 20 «Основное производство»;
- счет 23 «Вспомогательные производства»;
- счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- счет 41 «Товары»;
- счет 43 «Готовая продукция»;
- счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».
После реализации товара проводка может быть списана.
Что входит в данное понятие
Себестоимость проданных товаров включает сумму затрат на их изготовление:
- материалы и сырьё, комплектующие;
- энергия, затраченная на производство (топливо, электричество, вода);
- амортизация техники и оборудования;
- основная заработная плата персонала;
- дополнительные выплаты по фонду оплаты труда — премии, компенсации;
- отчисления в ПФР, ФОМС и ФСС;
- расходы на оплату труда и содержание административного персонала;
- общепроизводственные расходы;
- дополнительные затраты на производство (транспорт, логистика, командировочные выплаты).
В зависимости от специфики организации структура затрат будет меняться. Например, предприниматель, производящий резиновую крошку небольшой бригадой, не несёт затраты на административный аппарат, а его нагрузка на фонд оплаты труда умеренная. Получается, затраты на производство и реализацию продукции будет ниже, чем у крупного предприятия. Если он сумеет продавать её по рыночным ценам, прибыль с партии будет больше.
Однако крупные предприятия компенсируют повышенную себестоимость большими объёмами производства, которые в конечном счёте приносят им более значительный доход.
Методика расчета
Как найти себестоимость реализованной продукции? Для этого необходимо знать 2 показателя:
- Полную себестоимость товаров и услуг, произведённых за отчётный период в денежном выражении.
- Сумму переходящих остатков. Под этим понимается разница между остатками товаров на складах в начале и в конце отчётного периода. Тоже денежном выражении.
Показатели по материальным и нематериальным ценностям, которые уже реализованы, считаются только за определённый период времени. Например, за месяц, квартал или год.
Методика расчёта достаточно проста, особенно если в распоряжении есть необходимые данные из бухгалтерской документации. Фактическая себестоимость проданной продукции будет равна сумме затрат на изготовлении партии и переходящих остатков. Пример расчёта рассмотрим в одном из разделов ниже.
Формула
Для вычисления показателя используется следующая формула:
полная себестоимость + переходящие остатки.
Переходящие остатки = стоимость остатков продукции в начале периода — стоимость остатков в конце периода.
Расчёт этого показателя по бухгалтерскому балансу не производится: формула расчета по балансу получилась бы слишком громоздкой. Удобнее использовать числовые показатели. Как именно быстро оперировать ими, рассказываем в следующем разделе.
Пример расчета
Итак, полная себестоимость реализованной продукции представляет собой сумму затрат на производство продукции и переходящих остатков. Разберём пример расчёта на практике. Полная себестоимость партии керамической плитки составила 340 530 рублей. В начале месяца остатки плитки на складе составляли сумму 125 000 рублей, а в конце — 67 600 рублей. Считаем:
- Сначала вычислим значение остатков. 125 000 — 67 600 = 57 400 рублей.
- Теперь считаем себестоимость реализации. 340 530 + 57 400 = 397 930 рублей.
Заключение
Вычисление себестоимости необходимо предпринимателю для оценки рентабельности производства и вычисления прибыли. Для точного результата необходимо использовать данные бухгалтерской документации. Данные вычисляются только за конкретный период времени. Чтобы вычислить этот показатель, потребуется знать стоимость остатков продукции в начале и конце отчётного периода.
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: